2020/06/30 12:33:02

Сервисные роботы

К сервисным роботам относят автономные устройства, которые выполняют полезную работу для людей и оборудования, за исключением промышленных задач по автоматизации.

В соответствии классификацией, предложенной в стандарте ISO 8373:2012 и доработанной International Federation of Robotics, сервисная робототехника делится на два типа:

  • Для персонального использования — это те роботы, которых приобретают для использования в повседневной жизни;
  • Для профессионального использования — это роботы, которые приобретаются для применения с целью извлечения выгоды при оказании различных услуг.

Данная статья посвящена обзору рынка данного оборудования.

Содержание

2020: В США роботам-доставщикам официально разрешили ездить по тротуарам

В середине 2020 года в США большое количество торгово-логистических компаний, таких как Amazon и FedEx и др. проводят тестирование автоматизированных роботов-доставщиков в нескольких штатах США. О возможности использования таких роботов компаниям приходится договариваться индивидуально с властями конкретного штата, что затрудняет внедрение технологий автоматизированной доставки. Чтобы разрешить данную ситуацию и упростить допуск роботов на тротуары, в Сенат США был подан законопроект, нашедший поддержку у обеих партий.

Начиная с 2022 года маленькие роботы cмогут доставлять посылки, заказные товары и даже медикаменты благодаря двухпартийному законопроекту от Северной Каролины, который как ожидается станет федеральным законом.

C 2017 стартап Kiwi Campus эксплуатирует роботов для доставки еды в Калифорнийском университете в Беркли, доставляя десятки тысяч заказов, а в 2019 году Amazon и FedEx запустили свои собственные маршруты роботов, автоматизировав в конечном итоге услуги доставки.

В США большое число компаний использует роботов для доставки товаров

Сенатор Джим Перри, республиканец из Кинстона, сказал, что он впервые узнал об этих роботах от представителя FedEx на бизнес-конференции в прошлом году. Он назвал это законодательство и другие подобные ему «пилотной программой» и сказал, что благодаря «технологическому центру» исследовательского кластера, стало возможным распространить это явление на всю Северную Каролину.

Перри добавил, что пандемия COVID-19 усилила важность этих роботов, поскольку они позволили осуществлять бесконтактные поставки и моут быть легко дезинфицированы.

«
Это приобрело совершенно новый смысл. В настоящее время есть больницы, которые используют устройства для доставки лекарств
Сенатор Джим Перри
»

Законопроект налагает определенные ограничения на роботов-доставщиков, например, обязывает их весить менее 500 фунтов, перемещаться со скоростью менее 10 миль в час, уступать людям и не перевозить опасные материалы и другие правила. Перри сказал, что эти ограничения были направлены на то, чтобы сделать роботов более безопасными и помочь людям чувствовать себя комфортно.

В течение первых двух лет после вступления в силу законопроекта местным органам власти будет разрешено только регулировать время и место работы небольших доставочных роботов, но не запрещать их использование. Через два года законопроект позволяет местным органам власти запретить их использование, если они сочтут это необходимым.

На фоне тихо растущей национальной нервозности по поводу автоматизации рабочих мест, Перри сказал, что он слышал некоторые опасения по поводу того,что законопроект может повлиять на работников служб доставки. Но он сказал, что верит, что в конечном итоге это создаст большее возможностей для трудоустройства, создаст новые рабочие места, чтобы помочь в разработке и внедрении технологий .

Он добавил, что если роботы окажутся более эффективными, то изменения будут неизбежны.

«
Polaroid не мог предотвратить превращение пленки в цифру. Робот не может сделать все, что может сделать человек. Это невозможно. Но мы думаем, что это может помочь заполнить пробел, и люди хотят, чтобы все происходило быстрее с каждым днем.
Сенатор Джим Перри
»

2019: Объём рынка превысил $17 млрд — ResearchAndMarkets

Объём мирового рынка сервисных роботов в 2019 году превысил $17 млрд, подсчитали исследователи ResearchAndMarkets. По их словам, спрос на такое оборудование растёт в силу ряда причин, таких как:

  • дороговизна рабочей силы;
  • нехватка высококвалифицированных специалистов;
  • увеличение инвестиций в исследования и разработки;
  • растущая осведомлённость о преимуществах сервисных роботов;
  • повышение спроса на средства автоматизации промышленных и персональных задач.

Больше всего сервисных роботов в 2019 году продано для логистических целей, чему во многом способствует развитие рынка электронной коммерции. Вторым по величине сегментом на рассматриваемом рынке с точки зрения выручки стали медицинские роботы, которые применяются преимущественно в хирургии, диагностике, физиотерапии и психотерапии.

Продажи сервисных роботов в 2019 году перевалили за $17 млрд

В тройку самых больших сегментов вошли сервисные роботы для оборонных целей. Следом расположились сельскохозяйственные роботы или агроботы.

Если говорить о количественных продажах, то в 2019 году лидировали профессиональные логистические роботы. Роботы-инспекторы и ремонтники расположились на второй позиции. На медицинские системы пришлось лишь 2% рынка в натуральном выражении, что связано с высокой стоимостью такой техники.

В категории потребительских сервисных роботов безоговорочной лидируют домашние аппараты, которые среди прочего моют полы, стригут газон и чистят бассейны. Также к этому сегменту относятся развлекательные роботы, они ориентированы на молодую аудиторию и призваны повысить интерес таких пользователей к роботам и другим техническим изобретениям, говорится в исследовании.[1]

Крупнейшими производителями сервисных роботов аналитики назвали следующие компании:

2018: Объем рынка профессиональных сервисных роботов — $8,7 млрд

По оценкам экспертов Международной федерации робототехники (International Federation of Robotics, IFR), в 2018 году было продано на 50% профессиональных сервисных роботов больше, чем в 2017 году. В результате объём рынка к 2018 году достиг $8,7 млрд.

2017: Продажи профессиональной сервисной робототехники выросли на 85%

Темп роста профессиональной сервисной робототехники, по данным Международной федерации робототехники (International Federation of Robotics, IFR), в 2017 году составил 85%, что кратно превысило темпы роста промышленной робототехники (31%) и мирового ВВП (3,7%). В результате в 2017 г. во всём мире было продано 109 500 сервисных роботов по оказанию профессиональных услуг. По прогнозам экспертов, с 2019 по 2021 г. продажи профессиональных сервисных роботов ежегодно будут увеличиваться в среднем на 21%. Подробнее здесь.

Динамика продаж профессиональных сервисных роботов в мире

Рынок персональных сервисных роботов также активно растёт. Так, в 2017 г. было продано около 2,4 млн учебно-развлекательных (edutainment) роботов (на 12% больше, чем в 2016 г.) и 6,1 млн бытовых роботов (на 31% больше, чем в 2016 г.).

Динамика продаж персональных роботов в мире

Северная Америка доминирует на рынке сервисных роботов. Следом за ней идёт Европа — благодаря растущему спросу на сервисных роботов в оборонном, медицинском, строительном секторах. Главным игроком на рынке сервисной робототехники являются США — 45% сервисных роботов производится в Америке. Однако азиатские производители активно догоняют лидера: в последние годы они увеличили свою долю с 30% до 43%. При этом на Европу приходится только 12% всех произведённых роботов. По оценке IFR, всего в мире насчитывается 719 ключевых компаний-производителей сервисной робототехники, из них — 155 стартапов. Несмотря на лидерство по количеству проданных сервисных роботов, Америка всё так же уступает Европе по количеству производителей.

2016: Продажи профессиональных сервисных роботов выросли на 24%

Сбербанк 25 апреля 2018 года опубликовал аналитический обзор мирового рынка робототехники, подготовленный Лабораторией робототехники Сбербанка. Согласно обзору, рынок сервисной робототехники растет быстрее сегмента промышленных роботов. Так, в 2015 году было продано 48 тыс. профессиональных сервисных роботов, а в 2016 году это число увеличилось на 24% (против 12%-го рост продаж промышленных роботов) до 59 тыс. Общий объем рынка профессиональных сервисных роботов достиг $4,7 млрд.

Общее количество проданных персональных сервисных роботов в 2016 году увеличилось на 24%, достигнув примерно 6,7 млн единиц, а общий объем рынка увеличился до $2,6 млрд. К примеру, в мире уже более 20 млн роботов-пылесосов, которые стремительно дешевеют в силу увеличения конкуренции, отметили в Сбербанке.

Больше всего сервисных роботов в абсолютном выражении продается для логистики (~25 тыс. единиц), военного применения (~11 тыс.), для коммерческих пространств (~7 тыс.), полевых работ и экзоскелетов (по ~6 тыс.). Подробнее здесь.

Робототехника