2020/06/04 17:19:13

Российское программное обеспечение
Отечественное ПО

Отечественными (российскими) поизводителями программного обеспечения (ПО), занимающимися производством собственного (проприетарного) ПО или «свободного программного обеспечения» (СПО), либо предоставляющих услуги по разработке, тестированию и поддержке ПО по заказам сторонних организаций, могут быть признаны российские юридические лица, в которых не менее чем 51% долей в уставном капитале или акций, производных инструментов и других инструментов корпоративного контроля принадлежат прямо или косвенно российским гражданам или государственным образованиям, а также физическим лицам, являющимся гражданами и налоговыми резидентами РФ.

Содержание

Импортозамещение ПО в госсекторе

Предустановка российского ПО на смартфоны и компьютеры

Основная статья: Предустановка российского ПО на смартфоны и компьютеры

2020: Правительство выделило 1 млрд рублей разработчикам «бесконтактных» программ

В начале июня 2020 года стало известно о том, что Правительство РФ выделяет 1 млрд рублей на поддержку проектов разработки программного обеспечения, позволяющего устранить физический контакт людей.

Речь идёт о решениях решений для социального дистанцирования, удаленной работы, учебы и досуга, онлайн-занятости, рекомендательных и коммуникативных сервисов и телемедицины, пишет Forbes со ссылкой на план правительства по восстановлению экономики.

Правительство РФ выделяет 1 млрд рублей на приложения, которые помогут «избежать физического контакта людей»

Финансировать такие проекты на конкурсной основе будут различные институты развития: фонд «Сколково», Российская венчурная компания, Российский фонд информационных технологий, Фонд Бортника и другие. В состав конкурсных комиссий войдут эксперты из АНО «Цифровая экономика».

На разных этапах планируется отобрать около 300 проектов, которые получат заветные гранты. Подать заявку на участие в конкурсе смогут разработчики любых приложений, которые «помогают избежать физического контакта людей». Ответственным за эту программу назначили Минкомсвязи.

Реклама
Ультралегкие Fujitsu LIFEBOOK для вашего бизнеса

Производительные устройства с высокой степенью защиты данных для комфортной работы как в офисе, так и дома. Ваше рабочее место всегда с вами вместе с мобильными Fujitsu LIFEBOOK

Узнать больше

Опрошенные Forbes эксперты считают, что идея поддержать «изоляционные» стартапы возникла из-за роста популярности решений для удаленной работы, в том числе в госсекторе.

Сам факт внимания государства к теме разработки «бесконтактного» ПО является позитивным, хотя сумма в 1 млрд рублей в масштабах государства не очень большая, говорит руководитель практики по работе с компаниями сектора технологий, медиа и телекоммуникаций KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов. Но во многих перечисленных сферах — телемедицине, дистанционном обучении, онлайн занятости – для поддержки отрасли гораздо актуальнее снятие регуляторных барьеров, а не прямая финансовая помощь, рассуждает эксперт, а любые протекционистские решения в сфере развития ИТ потенциально приводят к снижению качества продукта для конечного потребителя.[1]

2019

Наталья Касперская просит у правительства 39 млрд рублей на господдержку разработчиков ПО

Президент группы компаний Infowatch и глава рабочей группы по информационной безопасности в рамках национальной программы «Цифровая экономика» Наталья Касперского решила попросить у правительства господдержку российских разработчиков ПО в размере 39 млрд рублей. Прежде речь шла о сумме в 5 млрд рублей, рассказала она «Ведомостям» в декабре 2019 года.

Наталья Касперская попросит увеличить господдержку разработчиков ПО в семь раз
«
Планирую встретиться с профильным вице-премьером Максимом Акимовым и предложить увеличить господдержку российским разработчикам. Сейчас в бюджете на эти цели предусмотрено 5 млрд рублей — это очень мало, — пояснила Касперская.
»

По её словам, рабочая группа в рамках «Цифровой экономики» назвала восемь классов ПО, на которые нужно выделить дополнительные средства, используя критерии значимости для критической инфраструктуры и степени коммерциализации продуктов.

Первоначально группа рассчитала, что на господдержку разработчиков софта нужно 70 млрд рублей, но по требованию Минкомсвязи эту сумму снизили до 39 млрд рублей на 2021–2023 годы.

Источники издания, знакомые с участниками обсуждения, говорят, что если предложение одобрят, деньги могут быть выделены в виде грантов. По словам собеседников, 10 млрд рублей рабочая группа предлагает выделить на разработку офисных приложений, браузеров, поисковых систем и мессенджеров, 5 млрд рублей — на операционные системы. Касперская не стала комментировать эти данные.

«
Среди существующих операционных систем успешно коммерциализируется только Windows от Microsoft, на других разработках много заработать не получается. Поэтому в классы разработок, нуждающихся в господдержке, мы добавили класс операционных систем. В каждом классе стоит профинансировать по несколько компаний, они пока не определены, — сообщила Наталья Касперская.[2]
»

Для отечественного софта разработали критерии господдержки

5 декабря 2019 года стало известно о критериях государственной поддержки российского программного обеспечения. Их утвердила рабочая группа по направлению «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика».

Как пишет РБК со ссылкой на материалы закрытого совещания, его участники предложили разделить приоритетный софт на три группы в зависимости от ««степени значимости для развития России» и «прогнозируемой возможной монетизации».

Стало известно о критериях государственной поддержки российского программного обеспечения
  • Группа I: операционные системы; средства подготовки исполнимого кода (компиляторы, интерпретаторы, отладчики); утилиты и драйверы, критичные для функционирования цифровой экономики; библиотеки подпрограмм (SDK) для других приоритетных отечественных проектов;
  • Группа II: системы управления базами данных, средства обеспечения информационной безопасности, в том числе на мобильных устройствах, системы сбора, хранения и обработки информации и др.;
  • Группа III: встроенное ПО телекоммуникационного оборудования, офисные приложения (файловые менеджеры, мессенджеры, браузеры, текстовые и прочие редакторы), поисковые системы, а также специализированные информационные системы, в т.ч. софт для геофизических исследований.

От того, в какую группу внесли софт, может зависеть размер господдержки. Продукты из первой группы будут претендовать на наибольший приоритет, а из последней – на наименьший.

Подготовленный документ должны утвердить Минкомсвязи и Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ). Представители фонда и министерства сообщили, что окончательная редакция критериев будет обнародована до конца 2019 года.

Критерии грантовой поддержки нужны, чтобы РФРИТ мог объявить конкурс на финансирование проектов. Рабочая группа решила принять текущую версию критериев и доработать их уже во время практического применения, когда разработчики получат первые гранты. [3]

Вступление в силу обновленных правил проверки российского ПО

4 февраля 2019 года стало известно о вступлении в силу приказа Минкомсвязи №722 об утверждении порядка и методики подтверждения соответствия программ для ЭВМ и баз данных, сведения о которых включены в реестр российского ПО, дополнительным требованиям, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. №325. Подробнее здесь.

2016

Выделение 5 млрд рублей на финансирование разработки ПО

1 марта 2016 года Минкомсвязи РФ сообщило, что Правительство РФ утвердило предложенное министерством мероприятие по поддержке разработки и продвижения российского программного обеспечения (ПО) на 2016 год в объеме 5 млрд рублей. Соответствующий пункт включен в утвержденный сегодня Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым «План действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году». План содержит структурные меры, направленные на диверсификацию экономики.

«Это отличный пример целевой структурной реформы, которая положительно влияет на развитие технологичного сектора, — сказал глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. — Ранее министерство предлагало различные инициативы в этой области, часть из них уже реализованы, и теперь мы получили согласованный источник финансирование ключевых проектов в сфере разработки критически важного программного обеспечения. С 1 января (2016 года) действует реестр российского ПО, он активно наполняется, и уверен, что благодаря этому решению госзаказчики в перспективе смогут сэкономить значительные объемы средств за счет закупок российского ПО, созданного при господдержке, так как оно будет обходиться дешевле иностранного».

Мероприятие предусматривает отбор и реализацию не менее восьми приоритетных проектов по разработке или модификации конкурентоспособного ПО, его локализации и продвижению на рынках зарубежных стран. Проекты актов Правительства РФ, определяющие порядок отбора проектов и условия их финансирования, должны быть разработаны в марте 2016 года.

Мероприятие будет профинансировано за счет поступлений по результатам проведенных в феврале 2016 года аукционов на получение лицензий на оказание услуг связи в объеме до 5 млрд рублей в 2016 году. При этом объем софинансирования проектов в 2016–2017 годах должен составить еще не менее 6 млрд рублей.

Результатом мероприятия должно стать увеличение объемов реализации ПО, согласно отобранным приоритетным проектам, и сопутствующих услуг на рынках зарубежных стран на сумму не менее 30 млн долларов США в 2017 году и 40 млн долларов США в 2018 году, экономия на закупках ПО из средств федерального бюджета в объеме не менее 2 млрд рублей в 2017 году и 3 млрд рублей в 2018 году, а также средств компаний с государственным участием в объеме не менее 2 млрд рублей в 2017 году и 3 млрд рублей в 2018 году.

Утвержден реестр отечественного ПО

Основная статья: Реестр отечественного программного обеспечения

С 1 января 2016 года была утверждена работа Реестра отечественного программного обеспечения, который должен использоваться госорганами и госкорпорациями России при выборе программного обеспечения, способного заменить иностранные решения.

2015

Утверждены правила формирования реестра отечественного ПО

Постановлением Правительства от 16 ноября 2015 года № 1236 утверждены правила формирования реестра отечественного ПО.

Минфин отказывает Минкомсвязи в создании организации для финансирования ПО

Летом 2015 г. Минкомсвязи предложило создать специальную автономную некоммерческую организацию для финансирования разработчиков софта. Финансово-экономический блок снова выступил против.

Владимир Путин подписывает закон о реестре отечественного ПО

Создание реестра российского ПО закреплено федеральным законом, подписанным президентом Владимиром Путиным в июне 2015 года.

2014

Мнкомсвязи ищет деньги на финансирование разработки отечественного ПО

В сентябре 2014 г. Минкомсвязи предлагало помочь разработчикам деньгами за счет 10%-ного целевого сбора с продаж ПО в России. Министр связи Николай Никифоров собирался вложить 120 млрд руб. в течение 10 лет в отечественные ИТ-разработки. С этой идеей согласился президент России Владимир Путин. Но финансово-экономический блок правительства ее не поддержал. По мнению чиновников, эти деньги тяжело собирать и администрировать.

Следующим возможным механизмом финансирования отрасли стала идея отмены льготного НДС на лицензионный софт. Но и от этого пришлось отказаться в декабре 2014 г., когда в послании Федеральному собранию президент предложил зафиксировать налоговые условия на ближайшие четыре года.

30 июля 2014: Обсуждения определения "Отечественного ПО" в Думе

Как сообщал CNews накануне финального заседания думской комиссии ее ответственный секретарь Андрей Черногоров, после длительных размышлений комиссия готова была смягчить требования по допустимой доле иностранного участия в ИТ-компаниях. Но вот согласиться с тем, что оставшаяся российская доля компании также в теории сможет иметь определенную западную принадлежность, комиссия решительно отказывалась. Черногоров выражал искреннее недоумение по поводу того, что ассоциация, в названии которой присутствует слово «отечественный», по факту пытается играть на руку зарубежным компаниям. В этих условиях он предрекал крайне неоднозначный исход финального заседания комиссии, однако его пессимистические прогнозы не оправдались.

Итоговые определения, которые войдут в документ, предназначенный для депутатов Госдумы, должны быть сформулированы к 1 августа. Однако уже 30 июля ясно, что в отношении отечественного разработчика речь идет о не превышении иностранного участия в компании уровня в 49%. При этом отметаются все «офшорные» оговорки о возможности определения доли российского владения через производные инструменты и пр.

Также участники заседания сумели прийти к единому мнению о том, что в определении российского ИТ-продукта нужно некоторым образом лимитировать допустимый процент содержащихся в нем компонентов, которые требуют лицензионных отчислений иностранным компаниям или их дочерним обществам, зарегистрированным на территории РФ. Правда, точную цифру Андрей Черногоров сразу после заседания назвать был не готов — данный аспект продолжает обсуждаться[4].

В думской комиссии признают, что на 30 июля 2014 года единого нормативного акта, куда все эти определения можно было бы внести, не существует, но совершенно очевидно, что они потребуются, если законодательно пытаться поддерживать отечественные компании и создавать для них преференции при госзакупках. Поэтому в контексте декларируемой в государстве политики импортозамещения вся эта работа представляется весьма актуальной.

23 июля 2014: Определение Минпромторга

23 июля 2014 года в администрации президента состоялось совещание, на котором обсуждались разработанные Минпромторгом критерии определения отечественного программного обеспечения (ПО). Об этом рассказали «Ведомостям» несколько человек, участвовавших в совещании или близких к российским разработчикам. В распоряжении «Ведомостей» оказался проект предложения министерства с определением «программного обеспечения российского происхождения», практически полностью совпадающего с рекомендациями нескольких объединений российских софтверных компаний — Ассоциации разработчиков программных продуктов, «Руссофта», Российской ассоциации свободного программного обеспечения и Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов.

В начале июня 2014 г. администрация президента рекомендовала Минпромторгу и Минкомсвязи разработать определение отечественного софта. У ведомств было время до 10 июля, чтобы исполнить это поручение: во-первых, подготовить определения отечественного софта и его производителя, а во-вторых, разработать поправки в законодательство, стимулирующие органы государственной власти и госкорпорации приобретать в первую очередь ПО российского происхождения.

Минпромторг предлагает считать отечественным тот программный продукт, права на который принадлежат российскому юрлицу, не менее 51% уставного капитала которого принадлежит российским резидентам — частным лицам или компаниям, госкомпаниям и госкорпорациям, унитарным предприятиям или субъектам Федерации. Речь идет о конечных бенефициарах, а не о формальных собственниках, следует из предложений, разработанных Минпромторгом.

Государственная поддержка отечественных разработчиков софта поможет развитию отрасли и будет способствовать укреплению позиций российских компаний на внутреннем и международном рынках, говорится в документе, изученном «Ведомостями». Правда, предупреждают его авторы, навязывание госпокупателям отечественного софта чревато снижением конкуренции: отечественный разработчик будет заведомо уверен в господдержке, и у него не будет мотивации развивать программный продукт. Участники вчерашнего совещания сошлись во мнении, что, обсуждая импортозамещение, надо отделять экономический аспект (поддержка российской IT-индустрии) от технологического (IT-безопасность), говорит присутствовавший на нем директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов.

Основным инструментом регулирования отрасли эксперты Минпромторга видят создание и ведение реестра отечественного ПО. Присваивать российский статус программным продуктам ведомство предлагает по той же схеме, которая действует в отношении телекоммуникационного оборудования (статус российского присваивается оборудованию в зависимости от того, какая доля его себестоимости приходится на Россию).

О том, что суть предложений министерства такова, знают несколько человек, близких к участникам совещания. А 21 июля 2014 года прошло заседание временной комиссии при Совете Федерации по вопросу импортозамещения ПО, и присутствовавшие там представители Минпромторга и Минкомсвязи соглашались с определением российского ПО как продукта, права на который принадлежат лицу, не менее чем на 51% подконтрольному российским резидентам, говорит член верхней палаты Руслан Гаттаров.

Эта позиция совпадает с предложениями российских ассоциаций разработчиков ПО, но отличается от предложения, высказанного 3 июля 2014 года членами комиссии при комитете Госдумы по науке и наукоемким технологиям. Те предложили считать российской IT-компанией, достойной приоритетного доступа к госзаказу, такое предприятие, в котором доля иностранного капитала не превышает 25% минус 1 акция, у которого более 75% выручки генерируется в России, которое является российским налоговым и юридическим резидентом, а доля иностранцев среди его сотрудников не превышает 25%. Принадлежала эта идея Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) во главе с Ольгой Усковой, президентом российского разработчика Cognitive Technologies и членом комиссии при думском комитете. Вчера представитель НАИРИТ сказал «Ведомостям», что эта ассоциация уже согласовала позицию с остальными IT-объединениями. А ответственный секретарь комиссии при комитете Думы Андрей Черногоров признал, что ее прежняя позиция была жесткой, — она будет смягчена, знает он.

Вариант, связывавший российское происхождение софта с вкладом России в выручку его разработчика, не оставлял шансов стать «отечественным производителем» ни «Лаборатории Касперского», ни, например, Parallels (Параллелз Софтвер): у обеих большая часть доходов генерируется вне России. Новые критерии, которые поддержал Минпромторг, «согласованы с участниками рынка и являются гораздо более взвешенными и подходящими для определения отечественного ПО», говорит управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии Сергей Земков. Критерий принадлежности интеллектуальной собственности российскому юрлицу имеет смысл, но важно, чтобы и разработка была в России, предупреждает вице-президент по виртуализации персональных компьютеров Parallels Николай Добровольский. Иначе иностранная компания сможет передать права на иностранный продукт не имеющему отношения к его разработке, но аффилированному с ней российскому юрлицу, тогда как быстро перевести в нужную страну еще и разработку невозможно, аргументирует он[5].

Сотрудник пресс-службы администрации президента ограничился тем, что подтвердил факт вчерашнего совещания. А представитель Минкомсвязи сказал только, что ведомство, исполняя поручение президента, проводит «комплексную работу по развитию российского ПО»: в частности, 18 июля состоялась встреча с представителями крупнейших российских IT-компаний, где «детально обсуждалась целесообразность и практическая польза от введения и определения критериев отечественного ПО» и конкретные меры поддержки.

15 июля 2014: Определение "Отечественного ПО" от отраслевых ассоциаций

15 июля 2014 года профильные ИТ-ассоциации АРПП «Отечественный софт», Руссофт, РАСПО, АПЭАП согласовали единое определение отечественного программного обеспечения. Основной фактор – исключительные права на программные продукты принадлежат России. Правообладателем может являться российское юридическое лицо, контроль в котором осуществляется гражданами России или государством. Критерии опубликованы на сайте[6] Ассоциации Разработчиков Программных Продуктов «Отечественный софт».

Утверждение определения отечественного программного обеспечения является первым шагом поддержки российских программных продуктов. Предлагается также создать реестр отечественного программного обеспечения и установить для программных продуктов реестра приоритет при государственных закупках. При этом в случае отсутствия необходимого российского решения у государственных заказчиков должна оставаться возможность закупать иностранные аналоги.

«Мы работали над формулировкой критериев достаточно долго. В этой работе принимали участие российские разработчики ПО, юристы, независимые эксперты. Права на программный продукт определяют его подконтрольность России, а также формируют у нас в стране центр прибыли. Таким образом, этот критерий важен как для обеспечения технологической независимости, так и для экономического развития страны», - говорит Евгения Василенко, исполнительный директор Ассоциации АРПП «Отечественный софт».

По её словам, сейчас очень важно создать в стране благоприятные условия для развития российского программного обеспечения. В первую очередь, это связано со стимулированием спроса на национальные продукты, что является распространенной мировой практикой.

«Принятие определения отечественного ПО явилось ответом на санкции против России, которые неожиданно резко повысили риски применения зарубежного ПО. Связанные с этим меры поддержки отечественных производителей ограничены целями закупок ПО государственными органами и предприятиями с гос.участием, и не распространяются на открытый рынок. Мы продолжаем считать, что главными мерами гос.поддержки российских производителей должны быть инвестиции в образование и НИОКР, снижение административных барьеров, а также поддержка экспорта» - комментировал президент НП РУССОФТ Валентин Макаров.

В комментарии TAdviser Александр Поздняков, генеральный директор First Line Software, также отмечает важность создания комфортных условий для разработчиков софта для возможности растить отечественное ПО.

"Государство уже двигается в направлении создания более удобной среды для софтверных компаний. Есть сниженная ставка социальных налогов. Это очень правильно. Что касается импортозамещения и вопросов популяризации российских решений - если в стране будет создаваться хорошее программное обеспечение - его будут покупать без специальных популяризаторских усилий со стороны государства", - считает он.
«Инициатива Государственной Думы в части законодательного обеспечения импортозамещения является крайне своевременными. Мы постарались дать максимально полное определение критериев российского программного обеспечения. Отметим, что данное определение позволяет использовать российским разработчикам в составе своих программных продуктов свободное ПО и ПО с открытым кодом, при этом итоговое решение будет, согласно критериям, российским» - говорит Александр Жмурко, президент НП РАСПО.

Критерии определения отечественного ПО и отечественного производителя ПО описаны в письме[7] НП РУССОФТ, направленном в Госдуму РФ. В письме также указано, что РУССОФТ поддерживает меры государства по обеспечению информационной безопасности и технологической независимости. Помимо политики импортозамещения предлагается вкладывать средства в научно-исследовательские разработки в области программной инженерии, развивать профильное образование и систему переподготовки ИТ-кадров, создание программы поддержки высоко технологического экспорта.

В качестве необходимых мер указывается создание Комиссии по нормативно-правовому обеспечению указанных задач, в том числе законодательное закрепление понятия "отечественное ПО". И так далее. При этом предлагается ограничить круг программных решений, для которых обязательно применение импортозамещения, типами решений, являющимися критическими для информационной безопасности, технологической независимости и глобальной конкурентоспособности страны, таких как: операционные системы (ОС), системы управления базами данных (СУБД) и управления хранилищами данных, САПР, СЭД, системы информационной безопасности, криптографии и кибербезопасности, ERP, системы передачи данных и т.п.

См.также

Каталог совместимости российского ПО

Разработчики ПО в России

Свободное ПО в России

Экспорт ПО из России

Примечания