2021/05/20 17:35:28

Мобильная экономика России

Вклад мобильной экономики (а точнее экономики на основе мобильного интернета) в работу предприятий и жизнь потребителей огромен, и в данном отчете представлен комплексный обзор экономики, объединенной с мобильными технологиями, для составления исчерпывающей картины и оценки ситуации. Методология, основанная на использовании сбалансированного подхода, ориентированного на данные, позволяет связать воедино все важные элементы всей инфраструктуры мобильного интернета, а не отдельные ее части (например, только предприятия или факторы высоко уровня) с целью оценки их преимуществ и потенциала для любого рынка.

Содержание

2021

Доля мобильного трафика в Рунете достигла 81%

Доля мобильного трафика в Рунете продолжает расти. По данным SlickJump, на мобильные устройства в августе 2021 г приходится около 81% от общего показателя. Таким образом на долю стационарных компьютеров и ноутбуков приходится 19% интернет-трафика, что является самим низким показателем с 2018 года.

Эксперты отмечают, что пандемия повлияла на общую картину разделения трафика. Начиная с сентября 2020 года доля мобильного трафика стала неожиданно сокращаться, вопреки прогнозам аналитиков о ее дальнейшем росте. Правда, в прогнозе не был учтен тренд перехода на удаленный формат работы и, как следствие, увеличение числа стационарных рабочих мест. Например, если в условиях офиса работники могли делить между собой рабочие станции, то для работы из дома потребовалось размещение отдельных стационарных ПК или ноутбуков.

Из-за этого в январе и мае 2021 года мобильный трафик сократился до 77 и 75% соответственно, при этом увеличение доли стационарного трафика в мае 2021 года можно считать самым большим с начала 2020 года.

Однако, на 1 августа 2021 года доля мобильного трафика снова выросла и достигла отметки в 81%.

2020

Россияне увеличили расходы в мобильных приложениях на 25%, до $1,33 млрд

В 2020 году россияне увеличили расходы в мобильных приложениях на 25% относительно 2019-го — до $1,33 млрд. Такие данные приводят в Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).

Согласно исследованию, число активных пользователей социальных сетей в России по итогам 2020 года выросло на 30% и достигло 64 млн, а количество сообщений в этих сервисов уменьшилось на 8% — до 1,2 млрд. Аналитики отметили, что лидировал по числу установок TikTok, по объему платежей — Boom, а по числу активных пользователей в месяц — WhatsApp.

В 2020 году россияне увеличили расходы в мобильных приложениях на 25%, до $1,33 млрд

По мнению экспертов, трендами социальных медиа в 2020 году стали:

  • заметный рост числа авторов Instagram, Youtube и Tiktok;
  • Instagram на первом месте по числу авторов;
  • «ВКонтакте» лидирует по объему контента;

Аналитики сообщают, что доля мобильной рекламы в России в 2020 году составила около 30% в общем объеме рынка интернет-рекламы, причем этот показатель продолжит расти в силу несколько факторов:

  • рост проникновения мобильного интернета (в том числе аудитории mobile-only);
  • увеличение количества используемых смартфонов;
  • рост доли потребления мобильного контента;
  • развитие экосистем и суперприложений.

Исследователи отмечают, что в России все больше компаний в разных отраслях бизнеса – в том числе классифайды, проекты электронной коммерции, сервисы такси, доставки еды и продуктов – развивают мобильные приложения или полностью переходят на них, создавая на их базе экосистемные решения и супераппы (приложения с экосистемами внутри).Рынок аутсорсинга информационной безопасности в России: особенности развития и перспективы. Обзор TAdviser 6.2 т

Российский рынок остается привлекательным и для международных клиентов благодаря как активной аудитории, так и невысокой ставке за привлеченную установку (CPI). В связи с этим игроки рынка продолжат инвестировать бюджеты в развитие мобильных приложений, а значит, и объем рынка будет расти, считают эксперты.[1]

SlickJump: мобильный трафик в Рунете достиг 80%

Мобильный трафик в Рунете достиг 80%, тем самым фактически вытеснив классические стационарные компьютеры и ноутбуки. Об этом 28 сентября 2020 года сообщила компания SlickJump. При этом серьезный прирост трафика с мобильных устройств зафиксирован с начала 2020 года, когда в мире началась пандемия коронавируса. Подробнее здесь.

2017: Данные РАЭК

В сентябре 2017 года РАЭК совместно с международным исследовательским агентством OC&C Consulting при поддержке Google Россия и ряда игроков Рунета был реализован исследовательский проект "Мобильная Экономика России 2017`. Исследование позиционируется как часть международного исследования и часть ежегодного отраслевого исследования "Цифровая Экономика / Экономика Рунета 2017"[2].

Основные положения

Вклад мобильной экономики (а точнее экономики на основе мобильного интернета) в работу предприятий и жизнь потребителей огромен, и в данном отчете представлен комплексный обзор экономики, объединенной с мобильными технологиями, для составления исчерпывающей картины и оценки ситуации. Методология, основанная на использовании сбалансированного подхода, ориентированного на данные, позволяет связать воедино все важные элементы всей инфраструктуры мобильного интернета, а не отдельные ее части (например, только предприятия или факторы высоко уровня) с целью оценки их преимуществ и потенциала для любого рынка.

В совокупности российский сектор мобильных технологий мог бы войти в ТОП-80 стран мира по объему ВВП, опередив всю суммарную экономику таких стран, как Белоруссия, Литва и Азербайджан.

Мобильная экономика уже является 11 по размеру экономической активностью в России, конкурируя по этому показателю со сферой сельского хозяйства.

`С увеличением количества пользователей смартфонов или планшетов и территории охвата сотового покрытия в стране степень воздействия мобильных технологий на ВВП, естественно, будет расти. В 2016 году прямой вклад мобильной экономики в ВВП составил 1,72% от общего объема ВВП России. В эту цифру входят виды деятельности, основой которых является мобильный телефон, например, производство и продажа устройств и оборудования, расходы на использование мобильных телефонов, инвестиции в инфраструктуру, мобильные приложения и их разработка, мобильная коммерция и мобильная реклама. Ожидается, что будущий рост будет связан с изменением баланса от расходов на традиционное использование мобильных устройств и инфраструктуры в сторону более передовых областей. Нас ожидает увеличение прибыли от элементов семейства контента в данном секторе, в особенности от мобильной коммерции, контента и рекламы, а также разработчиков приложений. Это отражает смену сферы влияния мобильного телефона от устройства, используемого исключительно в целях коммуникации, к чему-то более масштабному`, – комментирует главный аналитик РАЭК Казарян Карен.

Каждая организация, являющаяся активным участником мобильной экономики, предоставляет сферу деятельности бесчисленным поставщикам и сервисным компаниям. Не столь важно, идет ли речь о поставщиках компонентов для производства устройств, клининговых компаниях или функциях управления персоналом сторонней организации для разработчиков приложений, положительное воздействие мобильной экономики распространяется далеко за пределы сферы деятельности тех фирм, которые изначально преимущественно занимались мобильными технологиями. Такое косвенное воздействие составило 1,53% от объема ВВП в 2016 году, что эквивалентно 1 303 миллиардам рублей.

  • В общей сложности непосредственный и косвенный вклад мобильной экономики составляет 3,80% общего объема ВВП России.
  • C помощью мобильной экономики было создано примерно 1,2 миллиона рабочих мест в 2016 году, что составляет 1,6% общей занятости в России.

Население России — молодое и динамическое, 45% из которого — люди младше 35 лет. Степень проникновения абонентов мобильной связи составляет 178%, что создает множество возможностей для рынка, охватывающего 146 миллионов человек. Владельцы смартфонов в России являются одними из самых заинтересованных потребителей, активно использующих услуги магазинов приложений и социальных сетей.

Более того, российский рынок также соответствует трем основным критериям дальнейшего расширения использования мобильного интернета:

  • Выгодная стоимость подключения/использования мобильной сети, включая передачу данных.
  • Предложение смартфонов по более доступным ценам и интерес клиентов к ним растут, повышая, таким образом, степень проникновения смартфонов на рынок.
  • Несмотря на то, что необходимо дальнейшее расширение мобильного сотового покрытия, отмечается высокая скорость широкополосного доступа в интернет через мобильную сеть.

Условия для внедрения мобильного интернета в России

В России существует множество благоприятных условий для развития мобильной экономики с большой сферой влияния, которые помогут стране увеличить темпы роста и в перспективе приблизиться к уровню своих мировых партнеров.

Данные условия могут быть сформулированы следующим образом:

  • Молодое, заинтересованное население, подключенное к сети: Население является благоприятным условием для развития мобильной экономики, а российские пользователи — одними из самых заинтересованных владельцев смартфонов в мире.
  • Широкие возможности подключения по доступной цене: В России установлены благоприятные цены для развития мобильных коммуникаций с точки зрения цен на пакетные и отдельные услуги передачи голосовых и SMS-сообщений. Расходы, связанные с передачей данных, также невысоки в номинальном выражении и с точки зрения доступности, что создает благоприятную обстановку для роста мобильной экономики. Кроме того, фиксированные цены на высокоскоростной интернет также являются одними из самых доступных среди стран с эталонными показателями.
  • Наличие доступного оборудования: Низкие и постоянно снижающиеся цены на смартфоны свидетельствуют о дальнейшем потенциальном росте сектора мобильных услуг.
  • Происходящий в настоящее время переход к мобильным технологиям: Объем мобильного трафика стремительно растет и замещает домашний.
  • Условия деятельности предпринимателей в сфере технологий: В России существуют стабильные условия деятельности предпринимателей в сфере технологий, с помощью которых поддерживается развитие и рост количества мобильных технологий.


Мобильная инфраструктура

Экономика на основе мобильного интернета, несмотря на свое важное значение, практически никогда не рассматривалась на рынке самостоятельно.

Основные выгоды, которые приобретает национальная экономика благодаря мобильным технологиям - это скорость создания компаний. С 2003 по 2016 количество времени, которое бизнес тратил на то, чтобы зарегистрироваться, в мире сократилось вдвое. Мы в Google ставим себе задачу сократить количество времени на регистрацию со смартфона до 5 минут. [Жунич Марина]], директор по взаимодействию с органами государственной власти Google Russia

Уровни инфраструктуры мобильной экономики:

  • Уровень 1 - Непосредственный вклад в ВВП, состоит из компаний, которые первыми приходят на ум, когда мы думаем о мобильной экономике. Эти компании выпускают устройства, обеспечивают подключение и контент для потребителей и предприятий.
  • Уровень 2 - Образует часть косвенного вклада в экономику и включает поставщиков и провайдеров услуг, которые обслуживают компании Уровня 1. Поставщики предоставляют сырье, которое приобретается и учитывается как себестоимость реализованной продукции компаний Уровня 1. Некоторые секторы данной группы существуют исключительно для обслуживания компаний Уровня 1, таким образом, поставщики находятся с ними в отношениях симбиоза; они в значительной степени зависят от присутствия и роста компаний Уровня 1 на рынке. Поставщики SIM-карт, производители запасных частей и т. д. — это лишь некоторые примеры таких компаний-поставщиков.
  • Уровень 3 - Компании Уровня 3 составляют заключительную часть косвенного вклада экономики на основе мобильного интернета в экономику в целом (ВВП). В нее входит прибыль от улучшения функциональных показателей и дополнительная выручка малых и средних предприятий и крупных предприятий благодаря существо- ванию мобильных устройств.
  • Уровень 4 - Уровень 4 посвящен «дополнительной выгоде для потребителя». Он определяется как все преимущества, полученные потребителями в связи с использованием мобильных устройств и возможностью их подключения к сети, за исключением общих расходов на содержание мобильного телефона, подключенного к сети.

РАЭК выделяет следующие особенности мобильной экономики России:

  • Мобильный трафик в РФ почти в 10 раз дешевле, чем в США, почти в 3 раза дешевле, чем в Германии, почти в 2 раза дешевле, чем в Южной Африке
  • Россия - 5 страна по количеству скачиваемых приложений
  • Доступность качественных кадров на внутреннем рынке


Воздействие на ВВП

Такая инфраструктура, включающая 4 уровня, порождает экономику на основе мобильного интернета, что является существенным вкладом в общую экономику России. В будущем ее значение будет возрастать по сравнению с другими видами экономической деятельности, при этом ее воздействие на ВВП России будет увеличиваться.

`Мы ожидаем рост доли мобильной экономики в ВВП с 3,8% в 2016 году до 4,7% в 2021 году, включая воздействие всех вышеупомянутых уровней. Возможно, удивительным покажется тот факт, что большая часть роста будет исходить от косвенного вклада, т. е. от предприятий, которые были основаны, усовершенствованы или развились благодаря наличию мобильных технологии`, – комментирует директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
  • В период с 2016 до 2021 года рост ВВП в более чем 7,5% произойдет только благодаря экономике на основе мобильного интернета.
  • Также, по мнению аналитиков РАЭК, ожидается, что экономика на основе мобильного интернета в 2016–2021 годах возрастет до 10,7%, достигнув 5 379 миллиардов рублей, в то время как рост ВВП в России, согласно анализу МВФ, составит 6,0%.

Дальнейшие перспективы – темпы неограниченного роста

Более быстрое развитие мобильной экономики должно быть приоритетом. По мере увеличения ее общего вклада в ВВП в эту индустрию будет приходить все больше работников. Это станет большим плюсом для российского рынка труда.

Существует ряд аспектов, на которые государство могло бы обратить внимание, чтобы максимизировать дальнейший рост. Итак, по мнению РАЭК и OC&C Consulting, сегодня следует выделять несколько потенциальных драйверов развития мобильной экономики России:

  • Наличие талантливых кадров
  • Процветающая технологически обеспеченная среда
  • Привлечение квалифицированных кадров и иностранных компаний
  • Локализация и ведущие местные предприятия
  • Международное влияние
  • Изменение существующей ситуации
  • Поддержка правительства

Смотрите также

Примечания