2019/02/18 12:55:41

Интернет-экономика

Мировая экономика постепенно `переходит` в Сеть. Начало этому было положено в 1985 г., когда был зарегистрирован первый домен. С того времени интернет-индустрия не прекращала наращивать масштабы услуг, клиентскую базу и географический охват, минуя мировые экономические кризисы и даже крах доткомов на своем пути.

Содержание

2019: Handelsblatt: Как Россия превращается в великую ИТ-державу

15 февраля 2019 года немецкая деловая газета Handelsblatt опубликовала статью с заголовком «Как Россия превращается в великую ИТ-державу». Особое внимание журналисты уделили «Яндексу». Подробнее здесь.

2016

По данным The Boston Consulting Group (BCG, август 2016), доля цифровой экономики (также ее называют веб- или интернет-экономикой) в ВВП развитых стран выросла с 2010 года на 1,2 п. п. и составляет 5,5%. В развивающихся странах этот показатель увеличился с 3,6%, до 4,9% ВВП.

В России доля цифровой экономики в ВВП составляет 2,8%, или $75 млрд. Большая часть, $63 млрд, приходится на сферу потребления (интернет-торговля, услуги, поиск онлайн, а покупки офлайн)[1].

Если в 2010 году доля интернет-торговли во всех продажах составляла 1,7% ($12 млрд), то в 2016 году она выросла до 3,2% ($43 млрд). В 2010 году затраты на рекламу в интернете составляли 10,8% ($0,9 млрд), то в 2016 году — 19% ($4 млрд).

Великобритания является мировым лидером по доле цифровой экономики в ВВП. Сектор, включающий в себя IT и телекоммуникации, онлайн-торговлю, расходы правительства, связанные с интернетом, занимает второе место в экономике страны вслед за недвижимостью и обгоняет производство и торговлю.

Ожидается, что в 2016 году интернет-экономика принесет Великобритании 12,4% ВВП, в то время как в странах G20 этот показатель составляет 5,3%. В 2010 году в странах G20 цифровая экономика приносила в ВВП 4,1%.

2012

Согласно исследованию консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG, март 2012 года), 90% всей информации за всю предыдущую историю было сгенерировано человечеством за два последних года (2010-2011).

По результатам опросов, проведенных BCG в каждой из стран G20, подсчитано, что их население в среднем тратит на покупки через Сеть от 3 до 6% своих доходов. Уже сейчас многие пользователи предпочитают приобретать товары через Интернет, поскольку это удобнее и дешевле. Согласно данным британской компании Kelkoo, в 2011 г. европейцы более 20% всех предрождественских трат совершили в интернет-магазинах.

"Интернет-торговля переживает бум. Сеть становится столь же необходимой, как электричество или вода. Во всем мире компании, применяющие Интернет для маркетинга, продаж и взаимодействия с потребителями и поставщиками, растут быстрее и создают больше рабочих мест, чем те, которые этого не делают. Поощряя сетевую активность предприятий, государства могут улучшать конкурентную среду и перспективы экономического роста",— утверждают авторы исследования Дэвид Дин и Доминик Филд.

Страны лидеры

Самую значимую долю интернет-торговля занимает в экономике Британии, составляя 8,5% от ВВП королевства (2,3 трлн. долл.). В 2010 г. британцы осуществляли в Интернете 13,5% всех покупок (к 2016-му этот показатель повысится до 23%)[2]. В общем ВВП страны интернет-индустрия превзошла по объему строительный, здравоохранительный и образовательный сектора. Долю интернет-экономики в национальных ВВП компания BCG оценивала, подсчитывая затраты на приобретение товаров и услуг в онлайне.

Быстрый рост интернет-сегмента в Британии — хороший знак для малых и средних предприятий, работающих в этом секторе. По данным исследования, в течение последних трех лет их доходы росли на 12,5% ежегодно, тогда как у не адаптированных к Интернету предприятий рост составлял только 4%.

В числе лидеров оказались также:

  • Южная Корея (7,3% при ВВП в 1 трлн. долл.),
  • Китай (соответственно 5,5% и 5,9 трлн. долл.),
  • Япония (4,7%; 5,5 трлн. долл.),
  • США (4,7%; 14,5 трлн. долл.) и
  • Индонезия (1,3%; 0,7 трлн. долл.).

Что касается России, то по значимости интернет-сегмента в рейтинге G20 она пока находится на 18-м месте (1,9% ВВП). Наши пользователи в основном тратят время на социальные сети и не хотят делать интернет-покупки из-за недоверия к платежным сервисам. Но при этом рост онлайн-рынка в стране составляет 18,3% ежегодно, и к 2016 г. доля интернет-сектора в ВВП России увеличится до 2,8%, позволив стране опередить ЮАР, Бразилию и Турцию.

Прогноз развития

Темп роста интернет-экономик некоторых стран `большой двадцатки` (G20) уже достигает 8% в год, и к 2016-му объем интернет-сегментов в национальных ВВП составит 4,2 трлн. долл., что в 1,7 раза превосходит показатель 2010-го (2,3 трлн. долл.), совокупно превысив ВВП Италии и Бразилии. Если бы Интернет был национальной экономикой, то через пять лет он мог бы занять пятое место по величине, уступив лишь США, Китаю, Японии и Индии. Согласно расчетам BCG, такой подъем произойдет благодаря активному росту числа пользователей Всемирной сети как в развитых, так и в развивающихся странах. К 2016-му число пользователей Сети достигнет 3 млрд.

Наиболее весомый вклад в рост онлайн-экономики внесут развивающиеся страны. Если в 2010 году на развивающиеся рынки приходилось лишь менее четверти объема всей интернет-экономики, то в 2016 году их доля вырастет до 34%. Это объясняется тем, что к 2016-му почти 70% пользователей Сети в G20 будут именно из развивающихся стран, тогда как в 2010-м таковых было 56%. Один лишь Китай будет насчитывать около 800 млн. интернет-пользователей — примерно столько же, сколько Франция, Германия, Индия, Япония, Великобритания и США вместе взятые.

Аналитики прогнозируют, что наиболее значимыми темпами сетевая экономика будет расти в Индии и Аргентине, где годовой рост ожидается на уровне 23 и 24% соответственно. `Интернет-экономика в ближайшие годы представит собой одну из немногих отраслей, где будет наблюдаться рост, — говорит Дэвид Дин, старший аналитик BCG. — Но для старшего поколения Интернет все еще остается относительно новой сферой. Поскольку эти люди более терпимы к традиционным системам продаж, им нужно увидеть убедительные выгоды, чтобы `уйти` в Сеть. Для молодых же потребителей она становится как воздух, они погружаются в нее безвозвратно`.

По всей видимости, роль интернет-экономики в будущем сложно переоценить. Она напрямую будет обеспечивать мировой экономический рост наряду с традиционной, будет участвовать в создании новых рабочих мест. Скорость развития интернет-экономики зависит и от развития технологий, которые и так уже демонстрируют экспоненциальный рост.

Главные тенденции в интернет-экономике

В BCG считают, что серьезное преимущество в быстро меняющемся цифровом мире получат те компании, которые научатся пользоваться реалиями `нового Веба`:

  • мобильный интернет — изменится пользовательская модель в отношении ресурсов Сети. Фиксированный доступ больше не будет определяющим фактором для доступа в Сеть, так как доступ в Интернет через мобильные устройства станет повсеместным явлением (четыре из пяти устройств к 2016 г. при выходе в Сеть будут мобильными — смартфонами или планшетами);

  • `Сеть становится всем` — согласно прогнозу IDC, к 2015-му количество ежегодно продаваемых смартфонов достигнет одного миллиарда. Они обеспечат повсеместный доступ в Сеть, что может в корне изменить поведенческую модель между бизнесом и потребителями, а также создать угрозу традиционным отраслям экономики;

  • экосистема — это слово аналитики употребляют все чаще. Однако если поначалу оно касалось лишь инфраструктуры компании Apple, то теперь свои собственные экосистемы формируют и многие другие крупнейшие компании. Например, Amazon, Facebook, Google в США, китайские Baidu и Tencent, российская `Яндекс` и пр.;

  • Интернет как экономика — рост мировой интернет-экономики достигнет астрономической величины в 4,2 трлн. долл. Сеть будет притягивать инвестиции, создавать новые рабочие места и конкурировать с экономикой традиционной;

  • Сеть становится бытовой — Интернет всё более укореняется в повседневной жизни;

  • в Интернете вырастет новое поколение — у него новые ожидания, новый образ мыслей, который будет непосредственно влиять на общество в целом и бизнес в частности.

Компании, планирующие занять свое место в этой грядущей цифровой эпохе, должны существенно пересмотреть свою бизнес-модель и адаптировать ее к новым условиям. Учитывая быстроту изменений, многим предприятиям придется отказаться от долгосрочного и цикличного планирования своего бизнеса и постичь сущность этого нового технологического феномена по имени `интернет-экономика`, сообразуя скорость и масштаб его развития со своими силами и возможностями.

Примечания