2019/06/21 15:13:25

Блокировка сайтов в России

.

Содержание

Блокировка Роскомнадзором по закону №149-ФЗ через Реестр запрещенных сайтов

В соответствие с Законом «Об информации, информационных технологиях и защите» (№149-ФЗ), блокировка сайтам может осуществляться на основании вступившего в силу решения суда. То есть до внесения Роскомнадзором соответствующего ресурса в Реестр запрещенных сайтов должны пройти слушания в апелляционной инстанции либо должен выйти месячный срок, отведенный на подачу апелляции.

После чего Роскомнадзор предоставляет искомому три дня на удаление спорной информации, в противном случае сайт будет заблокирован.

В случае поступления определения об обеспечительных мерах ведомство направляет владельцу соответствующего сайта и его хостинг-провайдеру уведомления о необходимости удаления спорной информации и отводит на это три дня.

Но о том, что блокировки сайтов по определениям об обеспечительных мерах происходят не быстро, знает и юрист «Центра защиты цифровых прав» Саркис Дарбинян.

«В Гражданско-правовом кодексе нет отдельно прописанной процедуры по блокировкам сайтов на основании обеспечительных мер, - говорит Дарбинян. - Исключения составляют определения Мосгорсуда по блокировкам сайтов, нарушающих авторские права – но для этого существует отдельный «антипиратский закон».

Судебные приставы имеют право обращаться в Роскомнадзор с решением суда о сайтах с информацией, порочащей честь и достоинство граждан и юрлиц

12 апреля 2018 года Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, который предоставляет судебным приставам право блокировать в интернете информацию, порочащую честь и достоинство граждан и юридических лиц.

Теперь судебные приставы могут обращаться в Роскомнадзор для блокировки такой информации в случае, если есть решение суда.

Соответствующие поправки в законы "Об исполнительном производстве" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" инициировала группа депутатов из "Единой России".

Закон направлен на повышение уровня исполнения исполнительных документов, содержащих требования об удалении сведений, распространенных в сети Интернет, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица, говорится в сопроводительных материалах.

Закон предусматривает: если лицо, распространившее сведения, которые не соответствуют действительности, порочат честь, достоинство или чью-либо деловую репутацию, не удалит или не запретит распространение этих сведений в установленный срок, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об ограничении доступа к таким сведениям.

Судебный пристав-исполнитель должен в течение одного рабочего дня направить соответствующее постановление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере СМИ, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

"Принятие законопроекта будет способствовать защите прав и законных интересов лиц, чьи честь, достоинство и доброе имя потерпели ущерб в результате распространения не соответствующей действительности негативной информации", - заявляют авторы законопроекта.

Согласно действующему законодательству - статье 152 Гражданского кодекса РФ - если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в интернете, гражданин вправе требовать удаления такой информации, а также ее опровержения "способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети интернет".

"Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие", - говорится в пояснительной записке.

Аналогичные способы защиты деловой репутации предоставлены юридическим лицам.

"Специфика распространения информации в сети интернет требует наличия в законодательстве специальных механизмов для исполнения судебных решений, что является обеспечением реализации конституционных прав каждого на судебную защиту", - отмечают авторы законопроекта.

Блокировка за размещение недостоверной информации и оскорбление властей

Госдума повысила штраф за размещение недостоверной информации в интернете

6 марта 2019 года стало известно, что Государственная Дума приняла во втором чтении пакет законопроектов, запрещающих распространять в интернете недостоверную информацию и оскорблять власть. Документы были разработаны сенаторами Людмилой Боковой и Андреем Клишасом и внесены в парламент в конце 2018 года.

Речь идет о четырех законопроектах. Два из них являются поправками в Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и предполагают блокировку доступа к вышеупомянутым типам запрещенной информации. Два других это поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), вводящие штрафы за распространение такого рода информации.

Во втором чтении во все законопроекты были внесены изменения. Так, в законопроекте о запрете недостоверной информации говорится о блокировке доступа к «недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности либо угрозу создания функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».

В формулировке, которая была в законопроекте после первого чтения, не говорилось про кредитные организации, объекты энергетики, промышленности и связи. Блокировкой такого рода сообщений будет заниматься Генпрокуратура. Блокировка будет осуществляться незамедлительно, а владелец сайта получит уведомление от Роскомнадзора лишь после блокировки.

Во втором чтении была добавлена отдельная норма о распространении недостоверной информации сетевыми средствами массовой информации (СМИ), зарегистрированными в Роскомнадзоре. Вопросами удаления такого рода информации с этих сайтов, по заявлениям Генпрокуратуры, будет заниматься Роскомнадзор.

Уведомление об удалении недостоверной информации будет поступать из Роскомнадзора в редакцию сетевого издания, которая должна будет выполнить соответствующее требование незамедлительно. В случае отказа от выполнения требований Роскомандзор незамедлительно должен будет заблокировать доступ к сайту соответствующего СМИ.

Изменилась и редакция поправок в КоАП относительно штрафов за распространение недостоверной информацию. Во втором чтении размер штрафов для физических лиц вырос. Для граждан он составит от 30 тыс. руб. до 100 тыс. руб., для должностных лиц – от 60 тыс. руб. до 200 тыс. руб. Таким образом размер минимального штрафа для граждан вырос в 10 раз. А для организаций размер штрафов снизили и он составит от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Норма о конфискации у организаций предмета административного правонарушения осталась, но только как опция.

Указанные штрафы будут применяться в случае распространения информации, создающей угрозу возникновения описанных в законопроекте ситуаций. Если же распространение заведомо ложной информации повлекло создание описанных в законопроекте опасных ситуаций, то штрафы будут выше.

Для граждан размер штрафа составит от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. с возможностью конфискации предмета административного правонарушения, для должностных лиц – от 300 тыс. руб. до 600 тыс. руб., для юридических лиц – от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. с возможной конфискацией предмета нарушения. Аналогичные штрафы будут применяться и при повторном нарушении запрета на распространение заведомо ложной информации, создающей угрозу создания опасных ситуаций.

В случае, если распространение заведомо ложной информации повлекло смерть человека, размер штрафа для граждан составит от 300 тыс. руб. до 400 тыс. руб. с возможной конфискацией предмета административного правонарушения, для должностных лиц – от 600 тыс. руб. до 900 тыс. руб., для юридических лиц – от 1 млн руб. до 1,5 млн руб. также с возможной конфискацией предмета административного правонарушения. Обо всех случаях возбуждения подобного рода дел в течение 24 часов должна быть проинформирована Генпрокуратура.

В законопроекте о блокировке доступа к информации, выражающей «явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть РФ», данная формулировка была расширена за счет запрета информации, «которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность».

Подобного рода информацию будет искать Генпрокуратура и отправлять ее Роскомнадзору. В версии законопроекта, принятой в первом чтении, говорилось, что Роскомнадзор будет незамедлительно блокировать доступ к подобного рода сайтам, после чего их владельцы и хостинг-провайдеры получат соответствующие уведомления.

В версии законопроекта, принятой во втором чтении, говорится, что сначала Роскомнадзор уведомит хостинг-провайдера о наличии у обслуживаемого им сайта запрещенной информации. Хостинг-провайдер в течение суток должен передать данное уведомление владельцу сайта, который незамедлительно удалить запрещенную информацию. В противном случае Роскомнадзор заблокирует доступ к соответствующему сайту.

Поправки в КоАП, принятые в первом чтении, предполагали наказание за оскорбление власти в интернете виде штрафа в размере от 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб. либо административного ареста сроком до 15 суток. В исправленном варианте законопроекта размер штрафа будет значительно выше: от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. Сохраняется также возможность административного ареста сроком до 15 суток. То есть размер минимального штрафа вырос в 100 раз.

При повторном нарушении размер штрафа будет составлять от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или наказанием будет все тот же административный арест сроком до 15 суток. Обо всех случаях возбуждения подобного рода дел в течение 24 часов должны быть уведомлены органы Генпрокуратуры.[1]

Блокировка по судебным искам физических лиц

К февралю 2018 г. адвокатское бюро «Ильяшев и партнеры» добилось в судах блокировки 126 сайтов, размещающих информацию, компрометирующую их клиентов. Об этом рассказал юрист бюро Дмитрий Константинов.

Блокировки были осуществлены в рамках трех судебных исков, поданных юристами «Ильяшев и партнеры». Кто были клиентами бюро и какие именно сайты подверглись блокировкам, в «Ильяшев и партнеры» не раскрывают.

Юристы лишь говорят, что среди заблокированных сайтов не было федеральных СМИ, но им подверглись так называемые «желтые СМИ»[2]. Известно, что ранее среди ресурсов, размещающих разоблачающие материалы, под блокировку попали «Компромат.ру», Moscow Post, Crime Russia и другие сайты.

Технология блокировки выглядит следующим образом. Пострадавшая сторона (физическое лицо) обращается с иском в районный суд против сайтов, разместивших о нем компрометирующую информацию.

Затем суд выносит определение об обеспечительных мерах, в соответствие с которым должны быть заблокированы определенные ресурсы. Важный момент состоит в том, что определение об обеспечительных мерах может касаться не только тех сайтов, против которых поданы иски.

Лица, в отношении которых вводятся обеспечительные меры, даже не обязательно должны быть уведомлены о подаче иска. Но затем, после принятия определения об обеспечительных мерах, данные лица должны быть привлечены к иску в качестве ответчиков.

Определение об обеспечительных мерах принимается судом обычно в течение пяти-шести дней. На вынесение же решения по существу иска у суда обычно уходит пять-шесть месяцев.

Хронология событий

2019: Суд решил взыскать с Роскомнадзора 415 тыс. рублей за незаконную блокировку домена

20 июня 2019 года стало известно о том, что Арбитражный суд города Москвы рассмотрел в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Арсена Валерьевич Мирзаяна (ОГРНИП 311501235700039) к Управлению Роскомнадзора по Республике Татарстан, федеральной службе Роскомнадзора и ОАО "Регистратор доменных имен Рег.ру". Истец требовал взыскать с названных организаций убытки, причиненные ему приостановлением делегирования доменного имени огрн.онлайн на период с 24 ноября 2016 года по 18 июля 2017 года, администратором которого выступает предприниматель. Сумму взыскания истец приравнял к упущенной выгоде в размере 4 млн 984 тысяч 179,38 рублей.

По материалам документа, требование Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан № 9633-04/16 от 22 ноября 2016 года содержало решение о снятии делегирования доменного имени огрн.онлайн. Затем это решение было обжаловано Арсеном Мирзаяном, но в ее удовлетворении было отказано, что выражено в требовании от 24 января 2017 № 08АП-7160.

Арбитражный суд города Москвы, решением от 13 июня 2017 года, постановил признать незаконным решение Управление Роскомнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) о снятии делегирования доменного имени огрн.онлайн; обязать Управление Роскомнадзора по Республике Татарстан устранить нарушение прав и законных интересов Аресна Мирзаяна, направив в ООО "РЕГ.РУ" решение об отмене требования №9633-04/16 от 22.11.2016г. с уведомлением о необходимости возобновить делегирование доменного имени огрн.онлайн. Это решение впоследствии оспаривалось в Девятом арбитражном апелляционном суде города Москвы и его постановлением от 4 октября 2017 года оставлено в силе.

Делегирование домена было восстановлено 19 июля 2017 года. По мнению истца, потеря посещаемости сайта, вызванная более чем полугодовой приостановкой делегирования, привела к возникновению у него убытков в виде упущенной выгоды по получению дохода от рекламы, размещаемой на сайте. Истец дважды обращался к ответчикам с досудебными претензиями о возмещении убытков, но претензии не были удовлетворены. В связи с этим Арсен Мирзаян обратился с иском в арбитражный суд.

По итогам рассмотрения дела суд постановил удовлетворить иск частично и взыскать с Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан, федеральной службы Роскомнадзора солидарно убытки в размере 415 тысяч 603 рубля, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 11 тысяч 312 рублей.[3]

См. также

Примечания