2012/03/13 11:10:46

Биллинг

Для современной телекоммуникационной компании биллинговая система является жизненно необходимым элементом ИТ-инфраструктуры — ее гибкость и жизнеспособность обеспечивают текущую деятельность и развитие бизнеса в условиях жесткой конкуренции и постоянно совершенствующихся технологий.

Каталог Биллинговые системы и проекты доступен на TAdviser

Содержание

Биллинговая система — программный комплекс, осуществляющий учет объема потребляемых абонентами услуг, расчет и списание денежных средств в соответствии с тарифами компании.

Биллинг — процесс определения стоимости услуг. Понятие «биллинг» традиционно связывают с отраслью связи.

Функции и возможности биллинговых систем

Биллинговые системы предоставляют широкие возможности по:

  • Учету и тарификации предоставленных услуг.
  • Ведению расчетов с абонентами и потребителями — регистрации договоров на предоставление услуг, учету платежей, работе с дебиторской задолженностью.
  • Ведению взаиморасчетов с поставщиками, партнерами, дилерами и агентами.

Конвергентные биллинговые системы, позволяющие учитывать в единой системе предоставление разнородных услуг и разных видов оплаты, обеспечивают дополнительные конкурентные преимущества в рыночных условиях.

На данный момент, стандартными для конвергентных биллингов являются следующие возможности:

  • Настройка на обработку данных с любого телекоммуникационного оборудования и тарификацию услуг как в пакетном режиме, так и в режиме реального времени.
  • Поддержка единой базы клиентов (юридических и физических лиц), позволяющей в том числе снизить возможные злоупотребления со стороны недобросовестных плательщиков.
  • Создание иерархий лицевых счетов, которые удобны как поставщикам услуг (в том числе, для учета как собственных, так и партнерских услуг), так и потребителям, получающим возможность отслеживать взаиморасчеты по услугам, предоставляемым дочерним структурам (для юридических лиц), родным и близким (для физических лиц).
  • Комбинирование различных каналов и схем оплаты предоставляемых услуг, позволяющих абонентам легко поддерживать положительный баланс контролируемых лицевых счетов.
  • Поддержка сложных тарифных планов и бонусных программ, повышающих лояльность клиентов.

Таким образом, можно сказать, что конвергентный биллинг является технологической основой для управления доходностью услуг и развития клиентоориентированного подхода, которому сейчас уделяется особое внимание. Дополнительные преимущества по повышению лояльности клиентов биллинговые системы приобретают при интеграции с CRM-системами и портальными решениями.

Важным аспектом внедрения любой биллинговой системы является ее интеграция с:

Поставщики

  • Red Hat
  • CBOSS
  • EHPT (Ericsson Hewlett-Packard Telecommunications) — провайдер прикладного ПО и услуг для операторов связи.
  • Convergys — биллинговое ПО.
  • Ideco АСР - биллинг для операторов связи.
  • ИНОТЕХ (InoTech) - биллинг, OSS/BSS системы, ПО.
  • Logica АСР — биллинг, Pre-paid-системы — разработчик.
  • Narus — Pre-paid-система и real-time биллинг для GPRS и 3G.
  • Portal Software — ПО работы с клиентами и биллинга в системах с пакетной коммутацией.
  • Protek Flagship LLC (ранее — Flagship Telesystems) — биллинговые системы (АСР).
  • SAP SE — биллинговое ПО.
  • Solect — АСР.
  • TCI-Telesens — биллинговое ПО.
  • The Geneva Technology — биллинг для GPRS.
  • Veramark Technologies — АСР и управление биллингом.
  • Amdocs — биллинговое ПО и системы управления абонентской службой для телекоммуникационной и IP-индустрии.
  • Актидата — поставщик интеллектуальных буферов для сбора и хранения информации о телефонных переговорах.
  • Амфител — АСР.
  • Атлант-Информ — АСР.
  • Восточный Ветер — биллинговое ПО, Pre-paid-системы, клиринговый центр, Voice Mail, Contact Center, MMS, SMS, USSD, системы абонентского самообслуживания.
  • Интасис Менеджемент Системс — биллинговое ПО.
  • Инфотекс — биллинговое ПО (АСР).
  • Комта Плюс — биллинговое ПО.
  • Крафтсвязь-Новосибирск — биллинговое ПО.
  • Мегатель — биллинговое ПО (АСР).
  • Телекомпродукт — универсальная биллинговая система для операторов традиционной и IP-телефонии.
  • Петер-Сервис — разработка, установка и сопровождение биллинговых систем.
  • Профессиональные Информационные Технологии — разработчик биллинговой системы «Биллион» для сотовой связи стандарта GSM.
  • Реквест - биллинговая система Реквест-Биллинг.
  • Рексофт — решения для учета и биллинга телекоммуникационных услуг Барсум.
  • СайберШелл — разработчик систем биллинга для любых операторов связи.
  • СервоКомп — биллинговое ПО.
  • СНИИП-Софтел — биллинговое ПО (АСР).
  • Soft-Pro — производитель и поставщик информационных технологий для телекоммуникаций, биллинговое ПО (АСР), ряд других вспомогательных программно-аппаратных средств и систем для операторов сотовой связи.
  • Телесофт-Россия — биллинговое ПО (АСР).
  • Форс-Холдинг — АСР Fastcom.
  • ЭРТел — разработка ПО в области телекоммуникаций.
  • Реквест-Биллинг — компания Реквест
  • BGBilling
  • Билл-Мастер (Billmaster)

Роль биллинга в формировании тарифных линеек

По данным глобального исследования Amdocs и Heavy Reading,оператором связи необходимо интегрировать системы биллинга и управления политиками для формирования новых ценовых стратегий в сервисах передачи данных.

Телекоммуникационным компаниям нужно возвращать средства, инвестированные в строительство новых сетей связи. Перед всеми ими стоит задача формирования такой тарифной политики, которая принесла бы им максимальные прибыли. «Мы прогнозируем появление большого количества различных тарифов, поскольку с появлением новых планшетных компьютеров и смартфонов, таких как iPhone, Black Berry Touch и Nokia N-серии, потребление трафика лавинообразно увеличилось», - отметил старший аналитик Heavy Reading Арии Банерьи (AriBanerjee).

По его словам, именно поэтому интеграция биллинга с решениями для управления ценовыми политиками сейчас очень актуальна. При этом операторы ищут готовые решения, поскольку попытки интегрировать эти системы воедино силами внутренних департаментов зачастую терпят неудачу и требуют лишних затрат.

Так, в ходе исследования 83% респондентов заявили, что их департаменты маркетинга просят ИТ-отделы о возможности создания инновационных тарифов для сервисов передачи данных. Более 90% заявили, что они хотят разрабатывать тарифы для различных направлений бизнеса, типов клиентов и методов оплаты.

Кроме того, 86% поставщиков телекоммуникационных услуг планируют запустить тарифы различных классов, а 82% планируют создать специальные тарифы для различных устройств. При этом 67%готовят «семейные» тарифные планы.

85% респондентов уверены в необходимости интеграции систем биллинга и управления политиками. Эта интеграция позволит поставщикам услуг предложить своим абонентам тарифы, отвечающие их потребностям, зависящие от типа устройств, сетевого статуса, клиентской информации и других параметров.

ИТ-департаменты считают эту задачу сложной. 80% опрошенных не уверены в том, что имеющиеся у них системы управления политиками смогут обработать новые правила, имеющие отношение к сетям (например, управление шириной канала) и потреблению (методы оплаты, лимиты на трафик). 10% уже пробовали интегрировать биллинг и управление политиками и потерпели неудачу.

В Amdocs отмечают, что новые сервисы должны быть простыми и интуитивно понятными для обычных абонентов. Помочь в этом могут ценовые стратегии, основанные на объеме потребления. Например, сервис по показу фильмов онлайн, должен заранее учитывать объем трафика и необходимую скорость для комфортного просмотра, за который клиенты будут готовы платить больше.

Проблемы использования биллинговых систем

Сегодняшние автоматизированные системы расчетов за услуги связи препятствуют развитию новых коммуникационных сервисов. Такого мнения придерживаются 92% из 50 менеджеров высшего звена крупных коммуникационных и медийных компаний Африки, Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока, принявших участие в телефонном опросе компании Accenture (Аксенчер). При этом практически каждый второй респондент рассматривает биллинг в качестве основного барьера для запуска новых продуктов и услуг.

Главными причинами недовольства служат недостаточная точность расчетов, сложности биллинга конвергентных услуг и плохая масштабируемость сетей в свете растущих объемов передаваемых данных. 70% опрошенных считают свои биллинговые системы не отвечающими требованиям рынка, ведь на переконфигурирование платежных возможностей 84% принявших участие в исследовании операторов вынуждены тратить от двух месяцев. Те же 70% сетуют на недостаточную интеграцию биллинга с другими корпоративными системами, в частности, CRM.

Необходимым (но очевидно, недостаточным) условием роста прибыльности бизнеса в условиях растущей конкуренции на рынке услуг операторов связи 60% респондентов назвали конвергентный биллинг – систему единого расчета за все предоставленные услуги. Прежде всего, это касается предоставляемых услуг в рамках концепций triple-play и quad-play. При этом 79% опрошенных считают, что счета должны формироваться в режиме реального времени.

Предполагается, что системы биллинга следующего поколения в ближайшие два-три года развяжут руки прогрессивным операторам. Они получат возможность предлагать продукты и услуги для разных целевых групп (80%), внедрять новые возможности для поддержки запуска продуктов и услуг (72%). С некоторым отрывом по степени важности идут качество биллинга и его производительность – 62% и 55% соответственно.

Закономерно внедрение новых технологий залогом роста в ближайшие два-три года считают, в первую очередь, операторы связи на развивающихся рынках, к которым относится и Россия. Если на зрелых рынках только 48% респондентов инвестируют или намерены инвестировать в комплексные решения для биллинговых систем, то на развивающихся – все 88%.

Источники

Актуальна сейчас тема биллинга и для энергосбытовых компаний, переходящих к рыночным схемам работы с потребителями электроэнергии.

См. также

BRM-система