2019/04/24 19:42:20

Безэкипажное судовождение (БЭС)

Безэкипажное судовождение (БЭС) — одно из перспективных направлений применения информационных технологий в сфере морского и речного транспорта.

2019: В России реализуется пилот по разработке и апробации технологий безэкипажного судовождения

Как стало известно TAdviser 24 апреля 2019 года, в России в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) и при поддержке Минпромторга РФ реализуется пилотный проект по безэкипажному судовождению (БЭС) с целью поддержки высоких технологий в наиболее перспективных направлениях морской отрасли.

Участие в "пилоте", стартовавшем в конце 2018 года, принимают ведущие отечественные судоходные компании и российские разработчики морских навигационных решений и систем управления, в том числе рабочая группа НТИ по развитию высоких технологий для морской отрасли Маринет.

В рамках проекта предполагается разработать и провести апробацию технологий автоматического судовождения и дистанционного управления судами. Результаты внедрения проекта планируется получить к весне 2020 года: создание средств автоматического и дистанционного судовождения для оснащения существующих судов, результаты их опытной эксплуатации, а также предложения по международному и национальному использованию, внедрение нормативно-правовой основы работы судов и морской техники с высокой степенью автоматизации.

Среди преимуществ безэкипажного судовождения называются повышение безопасности судоходства и уменьшение численности экипажа на борту или усовершенствование существующей традиционной системы управления судами. Экипаж получает вовремя информацию для принятия решений и поддержку со стороны квалифицированного берегового персонала; судоходная компания получает возможность контролировать все, что происходит на судне, оптимизировать его движение и оперативно влиять на решения; судовладельцы, страховые компании, морские администрации — беспрецедентную прозрачность и достоверность информации о движении и состоянии судов.

С одной стороны, ожидается, что технологии БЭС позволят исключить человеческий фактор в обеспечении безопасности движения. Система будет более точно и бесперебойно предоставлять информацию о местонахождении кораблей. С другой стороны, внедрение таких технологий может породить безработицу, так как часть персонала заменит автоматика. Ремонтный персонал при этом должен быть очень высокой квалификации. Ведь кроме механики, потребуется ремонтировать электронику, поэтому для сотрудников необходимо будет проводить обучающие тренинги и курсы. Однако в целом автоматизация позволяет упростить управление судном на основе готовых программных решений. Таким образом, теоретически появится возможность использовать экипаж без большого опыта.

Помимо повышения уровня безопасности и исключения человеческого фактора при управлении, внедрение системы беспроводного управления выгодно благодаря удешевлению конструкции судна, увеличению вместимости и сокращению операционных расходов на экипаж. Предполагается, что внедрение массового глобального использования безэкипажных судов может занять несколько десятилетий: сначала компании будут использовать суда с дистанционным управлением и сокращенной численностью экипажа, затем появятся полностью автономные суда.

Учитывая сложнейшие условия навигации в северных морях, от скорости принятия решения капитаном может зависеть жизнь корабля. Несмотря на все преимущества, у автоматизации кораблей есть и недостатки. Так, полностью автономными суда быть не могут, поскольку установленное оборудование требует контроля специалистов. Например, видеокамера, установленная на корабле, не всегда может дать четкое изображение оператору на станции управления, особенно в условиях плохой видимости или при сбоях в связи. В таком случае присутствие на судне квалифицированных сотрудников необходимо, чтобы вовремя заметить опасность и предотвратить ее последствия.

«
До последнего времени морской транспорт не воспринимался как перспективная область применения информационных технологий. Причинами были традиционная консервативность отрасли, долгий цикл проектирования и эксплуатации судов и, что самое главное, неразвитая и дорогостоящая инфраструктура телекоммуникаций, основанная преимущественно на спутниковой связи. Передача больших объемов данных онлайн стала основным критерием эффективности бизнеса. Но пока выходит так, что морской транспорт остался за бортом. Сотни тысяч судов, тысячи морских портов и судоходных компаний, национальные и международные регуляторы, миллионы профессиональных моряков и сотрудников, обеспечивающих судоходство и транспортировку, были изолированы друг от друга в плане обмена информацией. Однако развитие компьютерных систем и ИТ и их внедрение в сферу судоходства позволят не только наладить эффективный обмен данными между судном и берегом, но и создать единую информационную сеть, связывающую всех участников и все элементы морской отрасли, — считает Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли.
»

Робототехника