Проект

Как ОТР развивает подсистемы «Электронного бюджета» и замещает зарубежные ИТ-продукты отечественными решениями

Заказчики: Федеральное казначейство Министерства финансов РФ

Москва; Государственные и социальные структуры

Подрядчики: ОТР
Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)
Второй продукт: ОТР.Опора
Третий продукт: Postgres Pro Enterprise

Дата проекта: 2018/09  - 2019/06
Бюджет проекта: 335 млн руб.
Технология: Информатизация госфункций
подрядчики - 128
проекты - 420
системы - 66
вендоры - 41
Технология: ERP
подрядчики - 932
проекты - 9431
системы - 702
вендоры - 287
Технология: Mobile Device Management (MDM)
подрядчики - 77
проекты - 181
системы - 125
вендоры - 89
Технология: ИБ - Аутентификация
подрядчики - 215
проекты - 666
системы - 356
вендоры - 209
Технология: ИБ - Средства шифрования
подрядчики - 206
проекты - 674
системы - 359
вендоры - 175
Технология: Офисные приложения
подрядчики - 199
проекты - 685
системы - 403
вендоры - 240
Технология: СОА
подрядчики - 83
проекты - 293
системы - 86
вендоры - 61
Технология: СЭД
подрядчики - 593
проекты - 6017
системы - 641
вендоры - 317
Технология: СЭД - Системы потокового распознавания
подрядчики - 313
проекты - 2652
системы - 168
вендоры - 96
Технология: Системы управления проектами
подрядчики - 187
проекты - 732
системы - 198
вендоры - 149
Технология: СУБД
подрядчики - 201
проекты - 568
системы - 258
вендоры - 116

Компания ОТР («Организационно-технологические решения») в интересах Федерального казначейства реализует проект по развитию подсистемы управления расходами в части казначейского сопровождения (ПУР КС) и созданию подсистемы управления денежными средствами (ПУДС) государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» (ГИИС ЭБ).

ОТР развивает подсистемы «Электронного бюджета» и замещает зарубежные ИТ-продукты отечественными решениями
ОТР развивает подсистемы «Электронного бюджета» и замещает зарубежные ИТ-продукты отечественными решениями

О заказчике

Федеральное казначейство России (ФК) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию, контролю над операциями со средствами бюджетной системы РФ.

О системе "Электронный бюджет"

«Электронный бюджет» - интегрированная информационная система управления общественными финансами. Система предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности госорганов, а также повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения ИКТ в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

Архитектура системы "Электронный бюджет" включает в себя централизованные подсистемы, реализующие основные функции в сфере управления общественными финансами, сервисные подсистемы, обеспечивающие опциональное предоставление информационных сервисов, а также единый портал бюджетной системы Российской Федерации.

Основу системы "Электронный бюджет" составляют централизованные подсистемы:

  • ведения реестров;
  • бюджетного планирования;
  • управления доходами;
  • управления долгом и финансовыми активами;
  • управления денежными средствами;
  • управления расходами;
  • управления закупками;
  • управления нефинансовыми активами;
  • управления кадровыми ресурсами;
  • учета и отчетности;
  • финансового контроля;
  • информационно-аналитического обеспечения.

Цели и задачи проекта

Проектом предусмотрены две основные задачи - развитие подсистемы управления расходами в части казначейского сопровождения (ПУР КС) и создание подсистемы управления денежными средствами в части бюджетных платежей (ПУДС).

Целью развития ПУР является формирование централизованной системы, обеспечивающей автоматизацию в едином информационном пространстве процессов ведения и учета операций при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, а также формирования сводной и дифференцированной (по отдельным группам показателей данных) аналитической отчетности по казначейскому сопровождению.

Создания ПУДС призвано сформировать централизованную платежную систему, обеспечивающую автоматизацию процессов проведения бюджетных платежей с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

Согласно техзаданию, подсистемы должны быть реализованы в трехзвенной либо мультисервисной архитектуре на базе веб-технологий. Клиентское приложение должно базироваться на использовании тонкого или web клиента. Тонкий клиент должен разрабатываться с учетом минимизации трафика, требований к вычислительным ресурсам и памяти рабочих мест пользователей.

Включение в состав подсистем программ или компонентов, являющихся интеллектуальной собственностью исполнителя или разработанных третьими лицами и поставленных заказчику «как есть», допускается только в случае их включения в Единый реестр российских программ.

Подсистема управления расходами в части казначейского сопровождения

Подсистема управления расходами (ПУР) системы «Электронный бюджет» в части казначейского сопровождения предназначена для проведения и учета операций с бюджетными средствами на лицевых счетах, открытых для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытых в органах Федерального казначейства.

Пользователями ПУР в части казначейского сопровождения являются участники системы казначейского сопровождения – НУБП (юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, и их обособленные подразделения), которым открываются лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства, а также государственные заказчики (главные распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств), заказчики-учреждения (федеральные бюджетные и автономные учреждения).

Механизм казначейского сопровождения предназначен для эффективного использования, обеспечения прозрачности и контроля бюджетных средств по крупным государственным заказам. Главное отличие будущего функционала ПУР КС от существующего в текущей системе АСФК (Автоматизированная система Федерального казначейства) – упрощение схемы открытия и обслуживания счетов клиентов, повышение удобств и уровня сервиса, предоставляемого Казначейством. Расширяется состав сопровождаемых заказчиков. Тем самым, Федеральное казначейство повышает эффективность использования миллиардов бюджетных средств.

Подсистема управления денежными средствами

Подсистема управления денежными средствами (ПУДС) в части бюджетных платежей предназначена для осуществления бюджетных платежей и управления единым счетом федерального бюджета (соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) в соответствии с законодательством страны.

Создание ПУДС – прорыв в развитии функций Казначейства, поскольку это первый шаг к созданию системы казначейских платежей, которая позволит в будущем Казначейству выполнять взаиморасчеты между клиентами моментально, без привлечения Банка России почти в круглосуточном режиме (с 01:00 до 21:00 по МСК). Это будет высокопроизводительная система по количеству транзакций, сравнимая с крупными банками (около 36 млн операций в день). В ней также будут реализованы совершенно новые функции по контролю и ограничению расчётов с контрагентами, которые включены в списки экстремистских и террористических организаций.

Ход проекта

Контракт на выполнение проекта был заключен с компанией ОТР 12 сентября 2018 года. Все работы разделены на 2 этапа. Первый этап завершился 17 декабря 2018 года, выполнение второго должно быть завершено до 30 июня 2019 года.

В рамках первой части проекта компанией ОТР в подсистеме управления расходами обеспечена работа базового процесса казначейского сопровождения с учетом новой схемы открытия лицевых счетов и разделов. Выполнение второго этапа добавит к базовому процессу функции работы с наличкой, казначейским обеспечением обязательств и процессами приостановления выплат.

Что касается подсистемы управления денежными средствами, то по результатам выполнения первого этапа проекта обеспечивается взаимодействие с Центральным Банком, АСФК, ГИС ГМП, ГИС ЖКХ и подсистемами ГИИС ЭБ. Завершение второго этапа добавит взаимодействие с кредитными организациями, процессы выявления мошеннических операций и дополнительную отчетность.

В рамках выполнения проекта ряд систем зарубежных производителей (Oracle, IBM) были замещены отечественными ИТ-продуктами, в частности, решением от компании ОТР, СУБД Postgres EE, ОС Linux.

Общая стоимость контракта составляет 335 млн рублей.

Читайте также