Yandex.Cloud
Услуги виртуальной вычислительной инфраструктуры

Продукт
Разработчики: Яндекс.Облако (Yandex.Cloud)
Дата премьеры системы: апрель 2018 г
Дата последнего релиза: сентябрь 2018 г
Технологии: IaaS - Инфраструктура как услуга

Содержание

2019

«Яндекс.Облако» уничтожило данные части пользователей из-за ошибки

В мае 2019 года один из пользователей портала Pikabu пожаловался, что у него были внезапно удалены сервера в «Яндекс.Облаке», в результате чего пропала часть данных[1]. Он сослался на ответ техподдержки сервиса, в котором якобы говорилось, что это произошло из-за человеческого фактора в ходе проведения технических работ.

«
К сожалению, из-за человеческого фактора были удалены виртуальные машины пользователей в зоне ru-central1-c, которые хоть раз находились в статусе SUSPENDED. Мы сразу заметили ошибку и остановили удаление. Увы, некоторые ВМ и их boot-диски были удалены, - цитирует пользователь Pikabu ответ техподдержки (орфография и пунктуация сохранены - прим. TAdviser.
»

В качестве компенсации за инцидент «Яндекс.Облако» обещает начислить клиентам гранты
В качестве компенсации за инцидент «Яндекс.Облако» обещает начислить клиентам гранты

В «Яндексе» рассказали TAdviser, что в тот день были запланированы регулярные технические работы по остановке и удалению виртуальных машин в заблокированных облаках пользователей по причине неоплаты или нарушения правил использования сервисов «Яндекс.Облака». Это стандартная процедура по высвобождению ресурсов «Облака», пояснили в компании.

«
В 16:35 (MSK) была запущена команда по удалению виртуальных машин согласно сформированному списку. В 16:51 была обнаружена ошибка и в 16:56 выполнение команды было остановлено в срочном порядке. Выяснилось, что при формировании был применен неверный принцип фильтрации, вследствие чего в список попали активные виртуальные машины. Сейчас мы в процессе расследования ситуации и выяснения деталей, - заявили TAdviser в подразделении «Яндекс.Облако».
»

В результате инцидента были удалены 0,77% от общего числа виртуальных машин и boot-дисков. При этом были затронуты виртуальные машины только в зоне ru-central1-c, говорят в компании. В «Яндексе» пояснили TAdviser, что ru-central1 - это одна из зон доступности «Облака» (инфраструктура одного из дата-центров), а всего у платформы три зоны доступности, каждая изолирована от программных или аппаратных сбоев в других зонах.

Дополнительно созданные диски, по словам представителя компании, при этом остались в сохранности. Пользователи, у кого были сделаны снимки дисков, смогли восстановить свои данные, говорят в «Яндекс.Облаке».

В компании добавили, что осознают свою полную ответственность за надежность своей платформы и работают над формированием мер для предотвращения повторения подобного инцидента. В качестве компенсации «Яндекс.Облако» обещает начислить клиентам гранты.

Надо сказать, что похожие ситуации происходили и у других облачных провайдеров, например, в Amazon Web Services (AWS). Так, в 2017 году член команды AWS в одном из дата-центров компании допустил ошибку при наборе символов при вводе команды во время отладки процесса выставления счетов клиентам, из-за чего была удалена была более крупная группа серверов, чем изначально планировалось. В результате оказались удалены и ключевые подсистемы, что вызвало проблемы в ЦОДе и у клиентов.

Запуск сервиса Yandex Vision

Основная статья: Yandex Vision

22 апреля 2019 года стало известно, что «Яндекс» запустил на своей облачной платформе «Яндекс.облако» сервис Yandex Vision. Данный сервис предназначен исключительно для разработчиков ПО и предлагает набор технологий компьютерного зрения «Яндекса» для распознавания информации на изображениях. Он объединяет технологии оптического распознавания символов (OCR, Optical character recognition), классификации изображений и обнаружения лиц. Подробнее здесь.

Запуск сервиса Yandex DataLens

Основная статья: Yandex DataLens

4 апреля 2019 года стало известно, что компания «Яндекс» запустила на своей облачной платформе «Яндекс.облако» сервис для бизнес-аналитики Yandex DataLens, который позволяет создавать аналитические отчеты и пользовательские интерфейсы для работы с данными (дашборды), предоставляя к ним сторонний доступ. Подробнее здесь.

Партнерская программа «Яндекса»

«Яндекс» объявил в феврале 2019 года о запуске партнерской программы для разработчиков и интеграторов, использующих облачные сервисы компании или предлагающих решения на их основе. В рамках этой программы ее участники смогут получать премии, гранты, бесплатное обучение и техническую поддержку. В ближайшие три года «Яндекс» планирует выделить на поддержку партнеров «Облака» 100 млн руб[2].

Принять участие в программе смогут две категории партнеров: компании, предлагающие своим клиентам решения на базе «Облака» – сервисные партнеры, и компании, которые используют его в своих сервисах и приложениях – технологические партнеры. Первые будут ежемесячно получать до 50% суммы, которую их клиенты тратят на облачные сервисы «Яндекса». Вторым компания выделит стартовый грант на тестирование «Облака» в размере 20 тыс. руб. и даст скидку в 50% от расходов за первые два месяца платного пользования «Облаком», а также позволит принять участие в альфа-тестировании новейших сервисов платформы.

Для участия в программе необходимо подать заявку на официальном сайте компании в соответствующем разделе. Участники смогут использовать «Яндекс.облако» как дополнительный канал продаж и привлечения клиентов, попав в список партнеров или разместив свои сервисы в магазине «Облака». Кроме этого, партнерам полагается бесплатное обучение и техническая поддержка.

2018

Доступность для всех пользователей

7 декабря 2018 года "Яндекс" сообщил, что платформа Яндекс.Облако стала доступна для всех пользователей в России. Клиенты смогут попробовать Облако бесплатно — каждый из них получит 4000 рублей на знакомство с платформой. Этой суммы вполне хватит на то, чтобы в течение месяца размещать в Облаке веб-проект среднего масштаба на базе стандартной связки LAMP с объектным хранилищем файлов на 1 терабайт; или для того, чтобы перевести массив данных размером более 9 млн символов, подключив машинный перевод к своему мобильному приложению или веб-сайту.

«
Наша цель — непрерывно развивать платформу, ориентируясь на понимание насущных задач аудитории и регулярную обратную связь от пользователей. Открывая Яндекс.Облако для всех, мы анонсируем доступ к альфа-версиям наших выпускаемых продуктов: сетевому балансировщику нагрузки, управляемому сервису на основе СУБД Redis и сервису визуализации данных DataLens. Кроме того, мы расширяем сервис вычислений — теперь он позволяет управлять группами однотипных виртуальных машин. Эта функция также будет доступна нашим пользователям в режиме альфа-версии
Ян Лещинский, руководитель Яндекс.Облака
»

Облако даёт клиентам возможность использовать инфраструктуру и технологии, которые лежат в основе сервисов Яндекса. Помимо уже доступных в Облаке сервисов машинного перевода и распознавания и синтеза речи, еще одним примером интеграции платформы и технологий Яндекса стало добавление образа виртуальной машины с преднастроенным окружением для работы с платформой Яндекс.Диалоги. Это окружение упрощает сторонним разработчикам создание дополнительных навыков для голосового помощника Яндекса — Алисы.

За три месяца с момента анонса облачной платформой Яндекса заинтересовались более десяти тысяч российских и международных компаний и предпринимателей. Они получили возможность опробовать Яндекс.Облако для хостинга и разработки веб-приложений, а также для работы с данными.

Коммерческий запуск. Цены

В начале сентября 2018 года «Яндекс» объявил о коммерческом запуске своей облачной платформы «Яндекс.Облако», которая будет конкурировать с Microsoft Azure, Google Cloud и Amazon Web Services (AWS).

«Яндекс.Облако» позволяет хранить и обрабатывать данные с помощью машинного обучения в инфраструктуре «Яндекса», а также запускать и поддерживать собственные интернет-сервисы компаний.

«Яндекс. Облако» — конкурент Microsoft Azure и Google Cloud
«Яндекс. Облако» — конкурент Microsoft Azure и Google Cloud

Из пресс-релиза следует, что «Яндекс.Облако» поможет компаниям, которые хотят повысить эффективность или расширить свой бизнес, но сталкиваются с нехваткой ресурсов, технологических инструментов или компетенций. Платформа позволяет решить эти задачи в короткие сроки и без больших вложений.

«Яндекс.Облако» состоит из нескольких частей: масштабируемой виртуальной инфраструктуры, которой можно управлять с помощью графического интерфейса или с помощью инструментов разработки под Python и Go, и сервиса управления базами данных PostgreSQL, ClickHouse и MongoDB. Клиентам компании будут также доступны сервис машинного перевода и комплекс распознавания и синтеза речи SpeechKit.

Как пишет газета «Коммерсантъ», «Яндекс» планирует установить на услуги «Облака» более низкие тарифы по сравнению с конкурентами. Так, виртуальная машина с двухъядерным процессором и оперативной памятью 8 Гббайт клиенту «Облака» обойдется в 1,8 тыс. рублей в месяц, тогда как в Amazon Web Services это будет стоить 4,7 тыс. рублей, в Microsoft Azure — 5,7 тыс. рублей, а в Google Cloud — 4,4 тыс. рублей. Например, услуга синтеза речи в «Облаке» будет стоить 180 рублей за 1 млн знаков, тогда как у конкурентов — 321 рублей.

С момент пробного запуска «Яндекс.Облака» в апреле 2018 года платформу протестировали более 50 компаний, в том числе «Тинькофф банк»X5 Retail Group и S7. Все они остались довольны продуктом, отметили в «Яндексе».[3]

Запуск тестовой версии

В 1 квартале 2018 года «Яндекс» подготовил к запуску новый сервис – «Яндекс.Облако». О нем Tadviser стало известно из конференц-звонка топ-менеджеров «Яндекса» с аналитиками 25 апреля, посвященного квартальным финансовым результатам компании.

По состоянию на апрель сервис, расположившийся по адресу в интернете cloud.yandex.ru, находится в состоянии технического превью.

«Яндекс.Облако» будет предлагать услуги виртуальной вычислительной инфраструктуры. «Обеспечить вычислительные мощности, повысить производительность или расширить хранилище данных — любую из этих задач можно легко решить с помощью виртуальной инфраструктуры «Яндекс.Облака», говорится в описании услуги на сайте.

Главная страница сервиса
Главная страница сервиса

В качестве преимуществ своего облачного сервиса там же указывается наличие у «Яндекса» собственных дата-центров и большого опыта в их создании и обслуживании, а также гибкая архитектура облака. Стоимость созданной ИТ-инфраструктуры «Яндекса» в 2017 году превысила 34 млрд рублей. Подробнее о ней можно почитать в отдельной статье TAdviser.

В «Яндексе» более подробную информацию о новом сервисе не смогли оперативно сообщить TAdviser.

В проектах «Яндекса» «Яндекс.Облако» числится как экспериментальный наряду с сервисами Zen, «Яндекс.Здоровье», Yandex Data Factory и каршеринговым сервисом «Яндекс.Драйв».

В ходе конференц-звонка с аналитиками технический директор «Яндекса» Михаил Парахин отметил, что Россия всегда немного отставала в проникновении облачных сервисов от других стран с сопоставимым уровнем ВВП и развития. И в компании видят в этом возможности для себя. Вероятно, в других странах с сопоставимым уровнем развития было бы поздно, но в России сейчас правильное время для выхода на рынок облачных сервисов, полагает Парахин.

«
У нас есть дата-центры в России и в Европе, чтобы обслуживать клиентов всеми возможными способами, и мы, вероятно, будем очень конкурентоспособными и по ценам, и касательно локальных требований регуляторов и в России, и в Европе, - подчеркнул технический директор «Яндекса».
»

Он добавил, что пока рано давать какие-то прогнозы по выручке от «Яндекс.Облака».

Один из крупнейших конкурентов «Яндекса» – Mail.ru Group – запустил сервис виртуальной облачной инфраструктуры для корпоративных клиентов раньше, в мае 2017 года. Примерно тогда же оператор «Мегафон» вывел на рынок свой «Виртуальный ЦОД» с услугами аренды виртуальных вычислительных ресурсов и хранилищ данных.

В апреле 2018 года услуг облачной виртуальной инфраструктуры объявлял «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн»). В том же месяце Сбербанк и «Ай-Теко» объявили о стратегическом партнерстве в сфере облачных решений, в рамках которого создается совместное предприятие и новый бренд – SberCloud. А в марте 2018 года «Центр технологий взаимодействия сетей» (ЦТВС) совместно с «Инлайн Технолоджис Групп» (ITG) и «Локасофт Интеграция» учредили компанию «РТК Информационные Технологии» («РТК ИТ»). Основная ее деятельность связана с оказанием услуг государственным заказчикам на базе ЦОДов.

Примечания



РЕШЕНИЕ НА БАЗЕ (2) СМ. ТАКЖЕ (3)


Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2016 год
2017 год
2018 год
Текущий год

  Cloud4Y (ООО Флекс) (1, 18)
  Microsoft (1, 10)
  Техносерв (1, 9)
  SAP SE (3, 7)
  Крок (1, 7)
  Другие (23, 41)

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения

За всю историю
2016 год
2017 год
2018 год
Текущий год

  Microsoft Azure - 83 (63, 20)
  Cloud4Y IaaS - 54 (52, 2)
  IT-Grad Cloud IaaS - 52 (52, 0)
  CorpSoft24: Виртуальный сервер - 26 (26, 0)
  Техносерв Cloud - 25 (25, 0)
  Другие 285

  Cloud4Y IaaS - 25 (23, 2)
  IT-Grad Cloud IaaS - 9 (9, 0)
  CorpSoft24: Виртуальный сервер - 7 (7, 0)
  Техносерв Cloud - 6 (6, 0)
  Microsoft Azure - 5 (5, 0)
  Другие 44

  Техносерв Cloud - 8 (8, 0)
  Microsoft Azure - 6 (6, 0)
  Cloud4Y IaaS - 4 (4, 0)
  De Novo: Облака - 2 (2, 0)
  Oracle Cloud - 2 (2, 0)
  Другие 23