ГИС ТЭК
Государственная информационная система топливно-энергетического комплекса

Продукт
Название базовой системы (платформы): ФГИС (индивидуальная разработка)
Разработчики: ЛАНИТ, Форсайт (ранее ITG Consulting)
Дата премьеры системы: ноябрь 2014 года
Дата последнего релиза: декабрь 2014 года
Отрасли: Государственные и социальные структуры,  Энергетика

Содержание

Назначение ГИС ТЭК

ГИС ТЭК предназначена для сбора, хранения и обработки информации о состоянии топливно-энергетического комплекса страны и состоит из отраслевых и интеграционного сегментов. ГИС ТЭК необходима для обеспечения информационной поддержки принятия и реализации управленческих решений в сфере ТЭК, анализа специалистами Минэнерго и Российского энергетического агентства (РЭА) тенденций развития отрасли, составления прогнозов и планирования мероприятий.

Модель и сценарий работы

Модель ГИС ТЭК

Сценарий работы ГИС ТЭК

Ход создания

2011: Подготовка

3 декабря 2011 года был принят ФЗ о ГИС ТЭК, а в период с 2012 по 2014 годы утвержден ряд нормативных правовых актов, регулирующих основные этапы ее создания и внедрения.

В Минэнерго была образована комиссия по созданию и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК, в состав которой вошли представители аппарата правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций.

Основные работы по созданию и внедрению ГИС ТЭК в 2014-2015 годах реализовываются на базе РЭА Минэнерго в соответствии с выделенной из средств федерального бюджета субсидией.

30 июля 2014 года в Минэнерго состоялось заседание комиссии по созданию и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК, по итогам которого был утвержден предложенный РЭА план создания ГИС ТЭК, предусматривающий ввод системы в эксплуатацию в октябре 2015 года.

2014: Выбор подрядчика

В ноябре 2014 года РЭА Минэнерго по итогам открытого конкурса подписало с «Ланитом» договор на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ГИС ТЭК.

Помимо «Ланита» в конкурсе также участвовали следующие компании: R-Style, «Крок», «Информзащита» и Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина.

Заявка университета была признана не соответствующей закону о контрактной системе из-за того, что документы были поданы от двух организаций, в то время как непосредственно вуз не имеет лицензий, необходимых для выполнения работ. «Кроку» было отказано в борьбе за тендер по той причине, что в его заявке не был указан конкретный срок исполнения контракта. После оценки документации оставшихся претендентов наивысший рейтинг получила «Ланит» — 58,47 балла.

Результаты конкурса стали предметом двух разбирательств в московском управлении ФАС, которые закончились отклонением жалоб компании R-Style и РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина. Решения ФАС подтвердили, что конкурс был проведен в соответствии с законом, и конкурсная комиссия РЭА не допустила никаких нарушений при выборе победителя.

2014: Торги

Начальная (максимальная) цена лота устанавливалась как 700 млн руб. Максимальную цену запросила «Крок» (665 млн руб.), минимальную — R-Style (590 млн руб.). «Ланит» подряжалась выполнить работу за 607 млн руб., Университет нефти и газа им. И. М. Губкина (в консорциуме с ним выступила компания «Прогноз») — за 630 млн руб., «Информзащита» — за 645 млн руб.

По результатам рассмотрения заявок 16 октября 2014 года, победу одержала «Ланит»:

  • заявку Университета нефти и газа им. И. М. Губкина признали несоответствующей закону о контрактной системе из-за того, что документы подавались от двух организаций (университет не имеет лицензий, необходимых для выполнения работ).
  • «Кроку» отказали по причине отсутствия в заявке конкретного срока исполнения контракта.
  • R-Style набрала 56,57 балла и предложила лучшую цену, опережая «Ланит» по показателю «квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ», но оценка опыта R-Style оказалась ниже на 3 балла.
  • «Информзащита» проиграла конкурентам по критериям оценки квалификации, опыта и репутации.

2014: Создание рабочей модели ГИС ТЭК

В декабре 2014 года, спустя примерно месяц с момента заключения договора с РЭА, «Ланит» уже сообщила о создании рабочей модели ГИС ТЭК, которая позволит протестировать основные функции и алгоритмы обработки данных, технологические решения по различным компонентам системы.

Модель содержит в себе блоки нормативно-справочной информации, средств сбора и загрузки данных, внутренней и внешней интеграции, информационный портал, аналитические отчеты.

В «Ланите» рассказывают, что после утверждения модели заказчиком на ее основе и с использованием протестированных технологических решений будет вестись разработка полнофункциональной версии системы, которая при выходе в производственный режим позволит собирать и обрабатывать данные из 700-800 разных источников общим объемом более 1Тб в год.

Моделированию системы предшествовали обследование процессов сбора, обработки и предоставления данных, анализ состояния информационных потоков, потребностей основных пользователей информации, уточнение состава функций системы и анализ существующих средств автоматизации. Были подготовлены и переданы заказчику проекты нормативных актов, регулирующих создание и применение системы, частные технические задания на разработку ее отдельных сегментов, добавили в «Ланите».

2015: Планы проекта

Начало опытной эксплуатации части сегментов ГИС ТЭК запланировано на середину 2015 года. Интеграционный сегмент планировалось сдать в эксплуатацию в октябре 2015 года, отраслевые сегменты — до конца 2015 года.

Как сообщил изданию CNews Роман Щербов, директор проекта ГИС ТЭК в РЭА Минэнерго, окончательный состав участников намеченного пилотного внедрения ГИС ТЭК и опытной эксплуатации системы на 17 октября 2014 года не был определен, но к этой дате ряд электро-энергетических и вертикально интегрированных нефтяных компаний заявили о своем желании участвовать в пилотном проекте.

2015: Ход проекта

23 ноября 2015 года стало известно о вероятном переносе дат приемки/сдачи ГИС ТЭК, которую «Ланит» предстояло передать госзаказчику к 1 октября 2015 года. Предположительно, работы завершатся в декабре 2015 года, но ввод системы в эксплуатацию могут отложить, если Минэнерго почтет необходимым провести собственную приемку ГИС, как того требует постановление правительства РФ[1].

По сведениям издательства CNews, компания «Ланит» не сумела в срок выполнить проектные работы. По условиям договора, к 1 октября 2015 года система должна быть готова, но на 23 ноября 2015 года она не передана заказчику — Федеральному государственному бюджетному учреждению «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Министерства энергетики.

Роман Щербов, сообщил CNews о процессе опытной эксплуатации, которую проходит ГИС. Принять ее у «Ланита» и передать в Минэнерго РЭА рассчитывает в декабре 2015 года.

ЛЭП (2013)

Виктор Серебряков, директор департамента комплексных проектов «Ланита», объяснил CNews причины переноса сроков исполнения контракта:

- В ходе обследования существующей в контексте будущей работы ГИС ТЭК нормативной базы выяснилось, что она требует значительной переработки и актуализации. В частности, распоряжение Правительства от 26 декабря 2013 г. № 2556-р не отражает, как текущих потребностей министерства в информации, так и возможностей субъектов предоставлять эту информацию. Это привело к необходимости проведения дополнительных работ. Помимо этого, РЭА расширила объемы проводимой опытной эксплуатации, как по составу субъектов и номенклатуре собираемой информации, так и по ее продолжительности. Уверен, что увеличение объемов опытной эксплуатации и ступенчатый ввод в постоянную эксплуатацию — хорошее решение, которое поможет сделать процесс перехода всех субъектов ТЭК на новую систему более планомерным и продуктивным.

Роман Щербов подтвердил сказанное:

- По контракту "Ланит" должен осуществить подготовку проектов приказов, регулирующих порядок сбора форм информации в ГИС ТЭК. Минэнерго предстоит их утвердить и отправить на регистрацию в Минюст.

По мнению Серебрякова, будучи в опытной эксплуатации, система собирает данные от «пилотных» субъектов ТЭК России, закрепленные в федеральном законе №382-ФЗ от 3 декабря 2011 года. Для последующего сопровождения и эксплуатации системы на базе РЭА Минэнерго формируется организационно-штатная структура.

Серебряков заявил:

- ГИС готова к сбору данных от тысяч отраслевых компаний, реализованы все формы предоставления информации в соответствии с действующим распоряжением Правительства от 26 декабря 2013 г. № 2556-р, а это более 600 форм. Такое количество одновременно собираемой информации является уникальным решением для отрасли. Функционирует аналитическое хранилище, а также обеспечена возможность гибкого построения отчетности на имеющихся данных.

Согласно заявлению подрядчика, в проекте использовано ПО на основе открытого исходного кода, что по мнению разработчиков позволит снизить стоимость поддержки, обеспечить независимость от зарубежных поставщиков и делает возможным оказание технической поддержки комплекса силами российских ИТ-специалистов.

2017: Запуск ГИС ТЭК просрочен на полтора года. «Ланит» и Минэнерго обменялись исками на сотни миллионов

Как стало известно CNews, масштабный проект по созданию государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса России (ГИС ТЭК) выбился из графика на полтора года. В соответствии с 600-миллионным контрактом, заключенным в октябре 2014 г. между ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики (РЭА) и «Ланитом», работы должны были быть приняты заказчиком до 1 октября 2015 г., однако по факту этого не произошло до сих пор[2].

Речь идет о системе, предназначенной для автоматизации сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса России.

Ситуация с задержкой привела к тому, что 19 января 2017 г. РЭА подало в Арбитражный суд Москвы иск к «Ланиту» о взыскании неустойки в виде пени по вышеупомянутому договору в размере p273,5 млн.

В пресс-службе «Ланита» сообщил CNews, что с точки зрения компании причины временных задержек в основном находились в организационной плоскости, поэтому требования искового заявления заказчика «Ланит» считает необоснованными. На основании этого компания подала к РЭА встречный иск. Его сумму в «Ланите» не раскрывают, однако она со дня на день станет достоянием общественности после публикации судом соответствующих документов.

Первое заседание суда состоялось 27 марта 2017 г. По данным пресс-службы «Ланита», по его итогам два иска были объединены в одно делопроизводство, а новые судебные слушания назначены на 26 мая 2017 г.

В каком состоянии ГИС: комментарии «Ланита» и Минэнерго

Отвечая на вопросы CNews о том, в каком состоянии пребывает проект ГИС ТЭК, в департаменте внешних связей РЭА Минэнерго подготовили ответ, консолидированный с «Ланитом». Из него следует, что календарный план к договору определял 17 этапов выполнения работ. «Шестнадцать из них завершены — подписаны акты сдачи-приемки», — заверяют заказчик и исполнитель.

Далее партнеры сообщают, что при разработке системы было решено отказаться от использования лицензионного ПО в пользу софта, разработанного на базе открытого исходного кода. «Это позволило снизить стоимость поддержки, обеспечило независимость от зарубежных поставщиков и возможность проводить техническую поддержку программного обеспечения ГИС ТЭК силами отечественных ИТ-специалистов», — говорится в письме.

По заверению сторон, в настоящий момент разработка ГИС ТЭК и ее опытная эксплуатация завершены. Ведутся приемо-сдаточные испытания, которые прописаны в 17 этапе: проверка всей выполненной работы на соответствие госконтракту и связанным нормативным актам. Проверяется каждое требование ТЗ, тестируется каждая функция, фиксируются и устраняются замечания заказчика. Запустить систему в промышленную эксплуатацию заказчик планируется в 2017 г.

Причины задержки проекта

В рамках того же консолидированного комментария в РЭА и «Ланите» утверждают, что сроки реализации проекта увеличились, поскольку возникали неочевидные на этапе конкурсных процедур трудности.

«Выяснилось, что существующая нормативная база требует значительной переработки и актуализации, — заверяют стороны. — В частности, распоряжение Правительства от 26 декабря 2013 г. № 2556-р не отражает как реальных потребностей Министерства энергетики в предоставляемой с помощью системы информации, так и возможностей субъектов предоставлять эту информацию. Это привело к необходимости проведения дополнительных работ по актуализации нормативной базы и переработке системы».

Также, по утверждению партнеров, на увеличение сроков сказались сложности в организации совместной работы и в синхронизации действий большого числа участников процесса. «Над проектом работали 12 департаментов Минэнерго, десятки субъектов ТЭК — поставщиков данных и сторонние организации, каждый из которых имел свое мнение, — говорится в письме. — Помимо этого, было решено продлить опытную эксплуатацию ГИС ТЭК до декабря 2016 г., так как РЭА и Минэнерго посчитали недостаточным продолжительность законтрактованной опытной эксплуатации системы».

В итоге акты сдачи-приемки работ не были подписаны в установленные календарным планом сроки. «Поэтому РЭА, руководствуясь постановлением Правительства от 25 ноября 2013 года № 1063, рассчитал пени и подал иск в арбитражный суд Москвы, требуя взыскать с `Ланита` полученную в результате расчета сумму, высказав тем самым претензии только к срокам выполнения работ», — завершается письмо ремаркой РЭА.

2017

Счетная палата проверила ГИС ТЭК

Государственная информационная система топливно-энергетического комплекса России (ГИС ТЭК) не была сдана в эксплуатацию в 2016 г., несмотря на выделенные на нее деньги и осуществленные работы, а расходование бюджетных средств осуществлялось с нарушением требований законодательства. К таким выводам пришла Счетная палата, проведя проверку реализации проекта в 2014-2016 гг[3].

Как можно заключить из доклада директора Департамента Счетной палаты по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на ТЭК, транспорт, дорожное хозяйство Олега Чернявского, всю ответственность за срыв проекта ведомство склонно возлагать на РЭА и на Минэнерго. На возможность ненадлежащего исполнения своих обязательств подрядчиком агентства чиновник ни разу не указывает.

Список претензии к госзаказчику

Объем бюджетных ассигнований, направленных Минэнерго на создание ГИС ТЭК в период 2014-2016 гг., составил 968,1 млн, говорится в докладе. Планы информатизации Минэнерго утверждались с превышением установленных Минкомсвязи сроков, и эти планы не в полной мере соответствовали установленным формам. «Кроме того, в план информатизации Минэнерго на 2014 г. мероприятия по созданию ГИС ТЭК не включались, хотя финансирование их осуществлялось», — отмечается в сообщении Счетной палаты.

В 2014-2016 гг. в отсутствие утвержденных планов информатизации агентством принято обязательств по созданию ГИС ТЭК на общую сумму p862,3 млн. руб. Из-за некачественного планирования расходов и нарушения сроков на конец 2014 г. образовался остаток бюджетных средств в p357 млн. (69% выделенного объема). В 2015 г. остаток составил более 10% от годового объема.

«Планирование бюджетных ассигнований на эксплуатацию ГИС ТЭК осуществлялось Минэнерго без учета фактических сроков ее создания, — отмечают чиновники. — В результате ассигнования на эксплуатацию в сумме p271,9 млн, предусмотренные в федеральном бюджете на 2016 г., по целевому назначению не использовались и в конце года в полном объеме были перераспределены».

РЭА в ходе проекта не было обеспечено качественное проведение закупочных процедур. Из-за этого их участниками подавались многочисленные жалобы в ФАС на нарушения положений закона «О контрактной системе». «Некачественное составление аукционной документации, а также ненадлежащая приемка привели к поставке оборудования, непригодного для создания информационной системы, — гласит заключение Счетной палаты. — Например, при приемке системы хранения данных резервирующего контура стоимостью 70,5 млн не было выявлено его несоответствие заявленным требованиям. Указанное несоответствие было выявлено только при проведении дополнительной экспертизы. Отсутствие указанного оборудования не позволяет обеспечить функционирование ИС в полном объеме. К настоящему времени за счет банковской гарантии возмещены расходы на приобретение вышеуказанного оборудования только на 24 млн из 70 млн».

Также чиновники считают, что планирование закупок производилось без учета фактических сроков реализации мероприятий. Например, сроки проведения конкурса на создание подсистемы защиты информации не учитывали степень реализации других мероприятий по созданию системы. Это привело к превышению общего срока окончания работ по договору на 130 дней.

Работа над ГИС ТЭК не обеспечила создание всех необходимых условий для ее эксплуатации. Так, распоряжением Правительства определен перечень подлежащих утверждению Минэнерго форм предоставления субъектами системы ТЭК информации для их включения в данную систему. Однако Минэнерго данная работа должным образом не организована. За три с лишним года после подписания распоряжения Правительства, касающегося форм предоставления в ГИС инфформации, Минэнерго было утверждено только 100 из 622 таких форм.

Кроме того, РЭА не была обеспечена подготовка необходимого числа администраторов и пользователей системы. При установленном показателе 1,5 тыс. человек фактически подготовлен 571 — 38%. «При этом Минэнерго проверки соблюдения условий Соглашения непосредственно в агентстве не проводило», — говорится в заключении.

Так же РЭА нарушались требования инструкции по применению единого плана счетов при отражении в бухгалтерском учете отдельных фактов хозяйственной жизни. Например, по учету не отражены объекты интеллектуальной собственности, созданные в рамках НИОКР по созданию системы ТЭК. Решений об их оценке агентство не принимало.

Резюме Счетной палаты

«Необходимо отметить, что оценить эффективность использования бюджетных средств на создание информационной системы в настоящее время не представляется возможным в связи с тем, что она не введена в эксплуатацию. Вместе с тем отмеченные недостатки и низкий уровень исполнительской дисциплины негативно влияют на эффективность и результативность бюджетных расходов», — подводит итоги проверки Олег Чернявский.

РЭА Минэнерго не может вернуть 47 млн за нерабочую СХД

Как написал в сентябре 2017 года CNews, господрядчик «Информационные системы связи и безопасности» (ИССБ) продолжает в течение 15 месяцев затягивать судебную тяжбу с непосредственным заказчиком госинформсистемы топливно-энергетического комплекса России (ГИС ТЭК), которым выступает ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго (РЭА). Это заморозило для проекта порядка 47 млн руб., выделенных государством на СХД для резервирующего контура ГИС[4].

Была ли в итоге собрана эта СХД, CNews выяснить не удалось. Теоретически у РЭА для этого есть неполный комплект оборудования IBM и порядка 24 млн руб. вернувшихся по контракту от гаранта сделки с ИССБ — АКБ «Держава».

В пресс-службе РЭА не смогли прояснить CNews ситуацию в течение двух дней. Связаться для каких-либо комментариев с ИССБ также не представилось возможным — у компании отсутствует интернет-сайт с контактной информацией. Новых масштабных тендеров РЭА по тематике СХД для ГИС ТЭК редакции обнаружить на сайте госзакупок не удалось.


Что не так с СХД

Тендер на поставку вышеупомянутой СХД для ГИС ТЭК компания ИССБ выиграла в октябре 2015 г. При стартовой цене контракта в 80 млн руб. ее предложение составило 70,5 млн руб. В финале его соперниками безуспешно выступили «Линкком-сервис» и «Инлайн груп».

Отметим, что процедура прошла с многочисленными пробуксовками. На этот тендер в ФАС в общей сложности поступило семь жалоб — от ИССБ, «Кауфман, Романов и партнеры», а также «Крафвея» и «Техносерва», которые изначально также претендовали на контракт. Участники обжаловали отклонение их заявок (а изначально РЭА отказало вообще всем), а также оспаривали уже, казалось бы, подведенные итоги закупки — на первых, переигранных позже, торгах победил «Линкком-сервис», почти не снизив начальную цену.

Завершить поставку оборудования фирмы IBM для СХД по условиям контракта ИССБ должна была до 13 января 2016 г. Поставка и приемка были осуществлены 22 декабря 2015 г., после чего подрядчик получил все причитающиеся ему деньги. Далее госзаказчик обнаружил, что принятый им товар не соответствует спецификации (собрать из дисков СХД невозможно) и 5 февраля 2016 г. решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке, потребовав обратно его полную стоимость (70,5 млн руб.) и штраф в 704,5 тыс. руб.

2019: Аналитическая подсистема ГИС ТЭК будет доработана на основе отечественного ПО

Аналитическая подсистема государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) будет доработана с использованием исключительно отечественного программного обеспечения. Для реализации этой масштабной задачи Российское энергетическое агентство (РЭА) заключило договор с российской компанией «Форсайт», одержавшей победу в аукционе на право выполнения соответствующих работ. Таким образом, российские производители продемонстрировали готовность предоставить программные продукты, не уступающие по своему функционалу зарубежным аналогам.

Доработка аналитической подсистемы ГИС ТЭК проводится в соответствии с курсом Правительства РФ на импортозамещение ПО и призвана предупредить возможные санкционные риски в данном секторе. Аналитическая подсистема позволит автоматизировать процессы хранения, консолидации, классификации и структурирования информации по всем направлениям ТЭК, обработку данных о состоянии и прогнозе развития отрасли, процессы моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений в сфере ТЭК, формирование аналитической отчетности, а также планирование и мониторинг мероприятий ТЭК. В рамках проекта будет обеспечена интеграция аналитической подсистемы в структуру ГИС ТЭК.

План мероприятий по завершению разработки и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК утвержден министром энергетики РФ Александром Новаком в феврале 2018 г. Согласно Федеральному закону № 382-ФЗ, ввод ГИС ТЭК в эксплуатацию должен быть осуществлен до 1 января 2020 года.

Примечания



СМ. ТАКЖЕ (1)