ГАС "Управление" (ГАСУ)

Продукт
Название базовой системы (платформы): Prognoz Platform
Разработчики: Федеральное казначейство Министерства финансов РФ
Отрасли: Государственные и социальные структуры
Технологии: Ситуационные центры

Содержание

Государственная информационная система "Управление" (ГАСУ) - планируется, что с ее помощью будет оцениваться работа чиновников «по достижению важнейших показателей социально-экономического развития и исполнению ими своих полномочий».

В декабре 2009 года премьер-министр Владимир Путин подписал постановление №1088 о единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (ГАСУ). В документе говорится, что работы над системой будут закончены в 2012 г., а до конца 2010 г. их финансирование будет идти из федерального бюджета по программе «Электронная Россия».

Зачем нужна ГАСУ

Первоначально предполагалось, что система будет направлена на решение задач контроля исполнения Приоритетных национальных проектов, анализа социально-экономического развития России и регионов РФ. Позже задачи системы изменились.

В концепции ГАСУ сказано, что с ее помощью будет оцениваться работа чиновников «по достижению важнейших показателей социально-экономического развития и исполнению ими своих полномочий». Сотрудники этих ведомств должны через ГАСУ в режиме реального времени контролировать показатели эффективности работы чиновников.

«У субъекта часто запрашивают одни и те же данные несколько федеральных ведомств. Причем данные предоставляются разные: в одном случае все плохо, в другом – наоборот. С введением ГАС «Управление» информация будет единой», - ранее объяснял смысл создания системы директор ИТ-департамента правительства Алексей Попов (работал в этой должности до мая 2012 г.).

Ожидается, что ГАС «Управление» объединит ряд информационных ведомственных и региональных ресурсов, обеспечивающих решение широкого класса задач в интересах конкретных ведомств и регионов. Все решения должны быть реализованы в единой программно-аппаратной платформе, что позволяет обеспечить их интеграцию с целью формирования основы единой автоматизированной системы государственного управления.

На 2014 года одной из ключевых задач ГАС «Управление» называли перевод всего обмена статистической информацией между ведомствами в электронный вид. По сути, система должна заменить нынешний порядок обмена и собрать в себе периодически обновляемую востребованную информацию, позволяющую, с одной стороны, иметь верхнеуровневое видение, а с другой – возможность получить детализированные данные по выбранной тематике.

Два раза кликните, чтобы увеличить

Заказчик, оператор, пользователи

Государственным заказчиком создания системы «Управление» являлось Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, оператором - единый национальный оператор инфраструктуры электронного правительства «Ростелеком».

Ответственными за создание ГАС «Управление», согласно постановлению Владимира Путина, являются Минэкономразвития, Федеральное Казначейство, Минкомсвязи, Минрегионразвития и ФСО, а также федеральные органы власти, которые должны обеспечивать интеграцию с ГАС «Управления» собственных ИТ-систем. Правительственная комиссия по внедрению ИТ в деятельность госорганов является координационным органом по развитию системы.

До начала 2014 года в разработке ГАС «Управление» поучаствовали компании:

Среди пользователей системы - Администрация президента РФ, Аппарат правительства, Счетная палата и полномочные представители президента в федеральных округах. Сотрудники этих ведомств должны через ГАСУ в режиме реального времени контролировать показатели эффективности работы чиновников. Для передачи данных используются каналы связи Федеральной службы охраны (ФСО).

Затраты на развитие системы

На апрель 2014 года расходы федерального бюджета на ГАС «Управление», по оценкам CNews Analytics, близки к 1 млрд руб.

Суммы затрат на 2009-2010 гг. были утверждены правительством в сентябре 2009 г. в постановлении №721. «Ростелеком» приступил к работе над ГАСУ также в 2009 г. Всего на эти два года на ГАСУ выделено 549,14 млн руб. Как рассказал CNews источник в правительстве, в 2009 г. на развитие системы было потрачено 260 млн руб. Исходя из этих данных, в 2010 г. аналогичные затраты составят почти 290 млн руб. Валерий Зубаха, директор проекта «Электронное правительство» в «Ростелекоме», на вопрос CNews о затратах не стал называть абсолютных чисел, но заявил, что в 2009 г. они были «значительно меньше 260 млн руб.»

По оценке Алексея Кудрявцева, главного управляющего директора ISG, общая сумма затрат на создание и внедрение ГАСУ с 2006 по 2008 гг. составила примерно 300 млн руб.

История развития системы

Создание ГАС «Управление» началось в 2005 г. Первоначально предполагалось, что система будет собирать данные о приоритетных национальных проектах, реализуемых в России. Завершить ее разработку планировалось в 2008 г. Со временем функционал системы было решено расширить.

2009: Опытный образец от ISG + Прогноз

До 2009 г. исполнителем работ по созданию и развитию системы выступала компания ISG. «Был создан опытный образец системы, который может являться основой для ее последующего развития, - рассказал CNews Алексей Кудрявцев, главный управляющий директора ISG. - Отказоустойчивый программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий функционирование системы, размещен на двух площадках в Москве. Число пользователей в 2009 г. превысило 800 человек в 7 федеральных округах. С 2007 г. в ISG функционирует служба технической поддержки с круглосуточно действующим центром поддержки пользователей».

В конце декабря 2009 г. о завершении годовых работ по созданию ГАСУ по контракту с «Ростелекомом» в интересах Минкомсвязи России объявила компания «Прогноз». «Разработаны ведомственные информационные системы, а также центральная информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ органов государственной власти к ведомственным и региональным информационным ресурсам», - говорится в сообщении компании.

«В 2009 г. ГАСУ из приоритетного национального проекта стало системой управления, - говорили в пресс-службе Минкомсвязи, по линии которого финансируется ГАСУ. - Проделана огромная работа. Было добавлено 10 подсистем, которые сейчас доступны для эксплуатации в тестовом режиме. В 2010 г. предполагается аттестация системы, после чего планируется ее ввод в опытную эксплуатацию».

Валерий Зубаха, работавший директором проекта «Электронное правительство» ОАО «Ростелеком» также положительно оценивал текущее состояние проекта. «Сделано все, что запланировано», - заявил он CNews. На вопрос о том, какие именно работы были завершены в 2009 г., он сходу ответить не смог: «Нужно поднимать материалы. Только объем отчетной документации у нас составил 350 томов. Полностью сделано техническое проектирование, разработан прототип системы». В ответ на вопрос о первоочередных планах работ по ГАСУ в 2010 г. Зубаха сказал, что работы будут проводиться в полном соответствии с документами по «Электронной России».

2010: Contour Components как субподрядчик "Прогноза"

В декабре 2010 года компания Contour Components завершила выполнение договора на разработку подсистем, предназначенных для обмена данными и ведения метаданных для проекта ГАС «Управление».

Contour Components участвует в разработке ГАС «Управление» в качестве субподрядчика ЗАО «Прогноз».

В соответствии с договором были разработаны подсистема ведения показателей, обеспечивающая сбор и ведение метаданных (классификаторов, описаний показателей и т.д.) и подсистема интеграции, обеспечивающая обмен данными и метаданными между ведомствами и ГАС «Управление».

В решении для ГАС «Управление» были использованы инновационные методики и технологии компании, такие как расширяемое описание метаданных, альтернативная классификация, технология обмена данными и метаданными через web-сервисы в формате XML и другие.

Сообщалось, что компанией «Прогноз» реализованы следующие подсистемы ГАС «Управление»:

  • Информационная система мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Аппарата Правительства РФ, обеспечивающая инструментальные средства мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития и бюджетно-финансового состояния субъектов Российской Федерации.

  • Информационно-аналитическая система мониторинга и контроля хода реализации приоритетных национальных проектов, обеспечивающая инструментальные средства мониторинга и контроля реализации приоритетных национальных проектов, оценки достижения целевых ориентиров в соответствии с утвержденными сетевыми графиками их реализации.

  • Система мониторинга развития отраслей промышленности и ОПК Министерства промышленности и торговли РФ, обеспечивающая инструментальные средства мониторинга и анализа показателей, характеризующих развитие промышленности Российской Федерации в разрезе отраслей, видов деятельности, субъектов РФ и отдельных предприятий ОПК;

  • Информационно-аналитическая система мониторинга и анализа использования ИКТ в государственном управлении Министерства связи и массовых коммуникаций России, обеспечивающая инструментальные средства мониторинга и анализа показателей использования ИКТ в социально-экономической сфере и государственном управлении, контроль реализации программ и проектов в сфере связи и ИКТ;

  • Единая межведомственная информационно-статистическая система государственной статистики, направленная на обеспечение пользователей достоверными статистическими данными, отвечающими международным статистическим стандартам, наполнение прочих систем ГАС «Управление» актуальной и оперативной статистической информацией, представляемой Росстатом;

  • Типовой региональный сегмент ГАС «Управление», обеспечивающий решение широкого круга задач мониторинга, анализа и прогнозирования в интересах субъектов РФ. На примере Тверской области был разработан Ситуационный центр Губернатора, интегрированный с федеральным сегментом ГАС «Управление» и обеспечивающий комплексную детальную информацию о процессах социально-экономического развития региона как на макроэкономическом уровне (ключевые показатели развития региона в сравнении с регионами-соседями, федеральным округом, страной в целом), так и на уровне муниципальных образований региона.

2012: Перенос сроков запуска

В декабре 2012 года Подкомиссия по использованию ИТ при предоставлении госуслуг (действует в составе Правительственной комиссии по внедрению ИТ в деятельность госорганов) опубликовала протоколы заседаний (от 13 и 19 декабря 2012 г.), посвященных созданию государственной автоматизированной системы «Управление», из которых следует, что запуск системы затягивается.

Согласно постановлению правительства, подписанному Владимиром Путиным в сентябре 2011 г., «федеральные органы исполнительной власти должны осуществлять запросы информации у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления исключительно через систему «Управление» с 1 января 2013 г.

Как следует из протоколов заседаний подкомиссии, подключение федеральных органов к ГАС «Управление» запланировано лишь на февраль 2013 г., а подключение регионов – вплоть до октября 2013 г. При этом и в случае федералов, и в случае регионов речь идет не и промышленной, а только об опытной эксплуатации системы.

Отдельным документом подкомиссия опубликовала план-график интеграции государственных информационных ресурсов с ГАС «Управление», согласно которому некоторые системы с декабря 2012 – января 2013 должны обеспечивать «выгрузки данных на постоянной основе», а по ряду других с февраля по апрель 2013 г. должен быть обеспечен лишь «старт тестовой интеграции».

Всего в плане содержится информация о 62 информационных системах, среди которых:

  • АС Федерального Казначейства,
  • Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС),
  • АИС «Налог» и «Финансы»,
  • ряд учетных систем, разработанных на платформах «» и «Парус»,
  • системы МВД,
  • Минздрава,
  • Минобрнауки и др.

Ответственными за создание ГАС «Управление», согласно постановлению Владимира Путина, являются Минэкономразвития, Федеральное Казначейство, Минкомсвязи, Минрегионразвития и ФСО, а также федеральные органы власти, которые должны обеспечивать интеграцию с ГАС «Управления» собственных ИТ-систем. Правительственная комиссия по внедрению ИТ в деятельность госорганов является координационным органом по развитию системы.

До 1 декабря 2011 г. Минкомсвязи, согласно постановлению правительства, должно было передать часть подсистем ГАС «Управление» на баланс Федеральному Казначейству, а до 1 февраля 2012 г. – другую часть - федеральным органам власти. «Но системы были переданы только в октябре 2012 г., - сообщили CNews в Федеральном Казначействе. – В связи с этим мы не смогли вовремя начать их доработку».

В Минкомсвязи запрос CNews переадресовали в Минэкономразвития, в котором сообщили, что на протяжении 2012 г. с их стороны была проработана методологическая основа системы. В Федеральном Казначействе добавили, что сейчас модернизация системы идет усиленными темпами.

Для крупнейших государственных ИТ-проектов России в этот период практика срыва жестких сроков является типичной. К примеру, до сих пор не функционирует в полном объеме система межведомственного электронного взаимодействия, которая с 1 июля 2012 г. должна была освободить граждан по всей стране от необходимости предоставлять дополнительные справки при обращении за госуслугами. Введение универсальной электронной карты было перенесено на год – с 1 января 2012 г. на 1 января 2013 г[1].

2013: Назад - в будущее

Не возникает сомнений, что пауза в конце 2012 года вызвана обновлением ряда министерств, прежде всего Минкомсвязи, которое только в октябре смогло передать в Федеральное Казначейство программное обеспечение системы. Кроме того, правительство покинул директор ИТ-департамента Алексей Попов. Тем не менее, Минэкономразвития и Казначейство не теряли времени, готовя следующую версию концепции ГАС «Управление». В октябре правительственная комиссия под руководством нового министра связи Николая Никифорова вернулась к обсуждению системы и утвердила документ.

Концепция 2012 года подвела итоги предыдущего периода. В ней отмечено, что не все заявленные планы исполнены. Цели создания, использования ГАС «Управление» достигнуты для обеспечения ограниченного круга функциональных задач высших органов власти:

  • прототипы информационных систем обеспечения деятельности премьер-министра и руководителя аппарата правительства требовали более глубокой индивидуальной проработки.
  • не удалось создать универсальный инструмент сбора и анализа данных в сфере госуправления, который обеспечил бы процесс принятия решений, мониторинг, контроль исполнения принятых решений и т.д.

Создание полнофункциональной системы, по мнению авторов документа, затруднялось отсутствием единых утвержденных форматов данных, стандартов и протоколов, унифицированных нормативно-технических требований к государственным информационным системам и правил межведомственного документационного и информационного обмена, установленных предельных сроков, механизмов и ответственности при предоставлении данных органов исполнительной власти в систему «Управление».

В итоге, к концу 2012 года, в сфере информационно-аналитического обеспечения деятельности госорганов сохранялся «ряд системных недостатков и нерешенных проблем»:

  • информационные потоки между федеральными и региональными органами власти многократно дублировались,

  • оперативность обновления данных и степень их детализации низка,

  • применение современных методов обработки и анализа данных, проектного управления затруднено.

  • многообразие технологий сбора, обработки и хранения данных различными госорганами существенно повышает барьеры межведомственного информационного обмена, а сам обмен между органами власти по-прежнему осуществляется на бумаге.

Авторы новой концепции отметили «важнейшие изменения в области обеспечения открытости и доступности информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления для граждан», происходящие в течение настоящего времени, в результате чего цели, задачи, основные принципы и организация управления процессом развития ГАС «Управление» изменились.

Одна из ключевых задач развития системы - перевод всего межведомственного обмена статистической информацией в электронный вид, считает Федеральное Казначейство. Система должна изменить существующий порядок обмена информацией и собрать в себе периодически обновляемую, востребованную информацию, помогающую, с одной стороны, получить понимание и видение верхнего уровня, а с другой – получить детализированную информацию по выбранной тематике. По мнению идеологов системы, автоматизация этих функций высвободит в административных структурах субъектов значительные людские ресурсы.

Новый разработчик - новая система?

В октябре 2012 года Федеральное Казначейство провело конкурс и выбрало нового разработчика системы. Снизив цену со 150 млн. руб. до 69,9 млн. победила компания «Кацит».

Ее руководителем и 100% владельцем с августа 2012 года является Александр Кожин. В 2004 по 2008 годах он занимал пост директора по работе с госсектором в компании IBS, а в 2008 перешел в ISG – родителя ГАС «Управление». Конкурс Федерального Казначейства стал крупнейшим среди тех, в которых до сих пор побеждал «Кацит».

Методологическую и организационную поддержку развития ГАС «Управление» по контракту с Минэкономразвития оказывает компания IBS, выигравшая соответствующий конкурс на 21 млн. руб. в сентябре 2012 года. По заказу Минрегиона в проекте также участвует «Прогноз». Стоимость контракта с ним – 3,7 млн руб.

Концептуально-этапное деление

Дальнейшее развитие системы авторы концепции разделили на три этапа.

В 2012 году предстояло создать систему сбора данных для поставщиков, не имеющих техническую возможность их предоставления (в первую очередь речь идет о регионах с низким уровнем информатизации, которым планируется предоставить формы ввода данных через интернет-браузер), регламентировать процедуры ведения единого реестра баз данных, создать механизм обмена через ГАС «Управление» с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и т.д.

В 2013 году планируется расширить состав информационных ресурсов, взаимодействующих с системой, и состав ее пользователей, а также автоматизировать выгрузку данных из ГАС «Управление» в подсистему «Контур», предназначенную для первых лиц государства. Создатель таковой - ФСО. Выполнять работы по развитию системы в 2013 году будет подрядчик, который станет победителем следующего конкурса Федерального Казначейства. Его начальная цена, согласно плану закупок, составит 69,7 млн. руб.

В 2014 году к ГАС «Управление» планируется подключить негосударственные источники информации и обеспечить возможность встраивания в портал системы ПО сторонних разработчиков. Целевые показатели, приведенные в концепции, являются уже более осторожными. По итогам описанных этапов ее авторы обещают создать реестр государственных баз данных, довести долю государственных систем, интегрированных с ГАС «Управление», как минимум до 70% и настолько же сократить дублирование информационных потоков. Подключение всех регионов страны к системе авторы концепции не обещают – только «обеспечение возможности доступа».

Кому это надо или Успех в координации

Специалисты, обсуждая перспективы ГАС «Управление» с представителями СМИ, в своих суждениях относительно системы настроены скептически. Одни высказывают сомнения в определенности функционального заказчика и заинтересованности последнего в непроверенной информации из регионов - предполагалось взять у ведомств данные и вынести их на информпанели для первых лиц, но нужны ли они им?.. У первых лиц нет времени на их использование, да и нет уверенности в достоверности сведений, поскольку отсутствует механизм проверки.

Но в Минэкономразвития с такими аргументами не спешат соглашаться, утверждая, что механизмы верификации данных заложены в самой концепции развития ГАС «Управление», в том нормативном и техническом поле, которое сейчас создается и приводят основания для таких выводов:

  • данные в систему могут предоставлять только региональные госслужащие с соответствующими полномочиями.
  • при предоставлении в систему, данные подписываются электронной подписью.
  • в системе будет проводиться дополнительный форматно-логических контроль полученных данных.
  • аналитические инструменты системы позволяют аналитикам выявлять резкие скачки и отклонения, что часто указывает на ошибочно введенные данные.

«Запуск ГАС «Управление» требует высокой координации действий всех ведомств и регионов, как и запуск Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)», - отметил Алексей Попов, ныне глава УЭК. Перспективы проекта он также оценивает аналогично перспективам СМЭВ: «Если организационно получится запустить СМЭВ, таким же организационным способом возможно будет полноценно запустить и ГАС «Управление».

2014: Очередной срыв сроков

В апреле 2014 года стало известно, что процесс подключения и интеграции с ГАС «Управление» федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации идет замедленными темпами, констатировало Федеральное казначейство в отчетах, направленных в Правительство. Целый ряд федеральных ведомств и регионов не только не подключились к системе, но и проигнорировали запросы Казначейства о статусе этих работ, следует из документов, с которыми ознакомился CNews.

Постановлением Путина от 2011 г. также утверждался срок промышленного запуска системы - с 1 января 2013 г. федеральные органы власти должны были запрашивать информацию у своих коллег по Правительству и у регионов исключительно через ГАС «Управление».

Но данный срок был сорван. В Казначействе объясняли это тем, что Минкомсвязи (в котором в 2012 г. вновь сменилась команда) затянуло передачу разработанного ПО новому оператору и сделало это только в октябре 2012 г.

В конце 2012 г. подкомиссия по использованию ИТ при предоставлении госуслуг утвердила новые планы-графики интеграции и подключения ведомств к ГАС «Управление». Согласно этому документу, до конца 2013 г. интегрировать свои информационные системы с ГАС «Управление» (т.е. передавать в нее данные) должны были 26 федеральных органов, а подключить к системе в качестве потребителей информации планировалось 82 федеральных ведомства.

По данным Федерального казначейства на конец марта 2014 г., интеграцию с ГАС «Управление» выполнили 12 федеральных ведомств:

  • Казначейство,
  • Минрегион,
  • Минфин,
  • ПФР,
  • ФМС,
  • ФНС,
  • ФСО
  • и ряд других.

7 ведомств сообщили, что находятся в процессе интеграции, а еще 7 не предоставили информацию и не интегрировались (ФТС, Минсельхоз, Минкульт, Минспорт, Минздрав, Росздравнадзор, Роспортебнадзор).

Не интегрировались с ГАС «Управление» и не предоставили информацию в Казначейство 32 региона (столько же интегрировались, остальные – в процессе).

В качестве потребителей информации к ГАС «Управление» подключились 30 федеральных ведомств и 292 региональных органа власти из 68 субъектов. Не подключились и не сообщили в Казначейство о соответствующих планах 14 федеральных ведомств, среди которых Минкомсвязи, Минпромторг, ФСС, ФОМС и др.

Многие чиновники скептически настроены к ГАС «Управление».

«Это мертворожденный проект, к тому же ряд его функций дублируется функциями ситуационных центров федеральных органов, указ о создании которых осенью 2013 г. подписал Владимир Путин», - говорит ИТ-руководитель одного из ведомств.

Очередной срыв сроков завершения работ по ГАС «Управление» планируется обсудить на правительственной комиссии 22 апреля 2014 г., следует из документов Казначейства[2].

Федеральное казначейство потратит 135 млн руб. на модернизацию и сопровождение прикладного ПО ГАС «Управление»

Федеральное казначейство объявило в декабре 2014 года открытый конкурс на выполнение работ по модернизации и сопровождению прикладного программного обеспечения государственной автоматизированной системы «Управление».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 135 млн рублей. Заявки на участие принимаются до 17 декабря 2014 г[3].

Исполнитель контракта должен будет выполнить: работы по сопровождению ГАС «Управление» (работы оценены в 41,73 млн рублей); работы по проведению дополнительных аттестационных испытаний ГАС «Управление» на соответствие требованиям ИБ (1,75 млн рублей); работы по установке и настройке ППО ГАС «Управление» на оборудовании, предназначенном для промышленной эксплуатации и проведению опытной эксплуатации ГАС «Управление» (3,7 млн рублей); работы по организации выполнения работ по проведению оценки влияния ППО ГАС «Управление» на выполнение требований, предъявляемых к СКЗИ (5,1 млн рублей); работы по актуализации решений по организации комплекса средств защиты информации ГАС «Управление» (2,9 млн рублей); работы по модернизации ППО ГАС «Управление» и проведение предварительных автономных испытаний (77,14 млн рублей); работы по разработке уточненных технических требований на модернизацию ППО ГАС «Управление» (2,68 млн рублей).

См.также

Электронное правительство России

Примечания





Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2016 год
2017 год
2018 год
Текущий год

  Корус АКС (Quorus AKS) (1, 2)
  Вокорд (Vocord) (1, 2)
  Сфера ЗАО (1, 2)
  Ростелеком (1, 2)
  ИНИТИ (INITI) (1, 1)
  Другие (1, 1)

  Cisco Systems (1, 1)
  Другие (0, 0)

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения

За всю историю
2016 год
2017 год
2018 год
Текущий год