ГАС Правосудие

Продукт
Разработчики: Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие"
Дата премьеры системы: 2004
Дата последнего релиза: 2019/01/17
Отрасли: Государственные и социальные структуры,  Юриспруденция

Содержание

О системе

Государственная автоматизированная система «Правосудие» (ГАС «Правосудие») – территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде.

Ключевая цель создания системы — осуществить комплексную автоматизацию всех функциональ­ных и обеспечивающих задач, стоящих перед су­дами общей юрисдикции, органов судейского со­общества, аппарата Судебного департамента и его управлений (отделов) в субъектах России, причем часть рутинных функций не только автоматизируется, но и выполняется ав­томатически.

Информатизация федеральных судов общей юрисдикции осуществляется средствами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие».

Данные на конец 2017 года:

  • общая численность АРМ – около 120 тыс. единиц (без учёта арбитражных и мировых судов);
  • имущественный комплекс – свыше 700 тыс. единиц техники;
  • почти 2900 объектов автоматизации/размещения;
  • 26 информационных подсистем.

Ключевые подсистемы ГАС «Правосудие»: «Судебное делопроизводство и статистика», «Банк судебных решений», «Судебная экспертиза», «Организационное обеспечения», «Ведомственная статистика», «Материально-технические ресурсы», «Интернет-портал ГАС «Правосудие», «Право», «Документооборот и обращения граждан» и другие.

Информатизация федеральных арбитражных судов, а также Суда по интеллектуальной собственности, осуществляется через разработанные и лицензионные программно-технические комплексы, построенные преимущественно на основе портальных технологий.

  • преимущественное размещение компонентов в ЦОД;
  • электронный юридически значимый документооборот внутри отдельных решений);
  • Более 100 крупных объектов автоматизации;
  • 24 программно-технических компонента.

Ключевые компоненты и сервисы: «Картотека арбитражных дел», «Календарь судебных решений», «Перерывы в судебных заседаниях», «Системы подачи жалоб», «Мой арбитр» (подача документов с суд в электронном виде), система единого штатного расписания (СЕШР).

С учетом существенной специфики арбитражного судопроизводства (в первую очередь, открытости), а также сравнительно небольшого количества объектов автоматизации, расположенных в крупных городах и имеющих доступ к широкополосным каналам связи, наработки в области информатизации арбитражных судов можно признать более передовыми с точки зрения внедрения современных информационных технологий, но в то же время менее применимым в рамках единой судебной системы.

Импортозамещение

Для функционирования серверов подсистем ГАС «Правосудие» рассматривается использование следующие операционные системы:

  • Microsoft Windows 2012 Server 64 bit (если серверное ПО, ориентированное только на Windows);
  • Альт Линукс СПТ 6.0 (для использования на серверах безопасности) или аналог, соответствующий ГОСТ Р 54593-2011, сертифицированный ФСТЭК;
  • ALT Linux 7.0 Кентавр (для работы остального серверного ПО, работающего под Linux) или аналог, соответствующий ГОСТ Р 54593-2011.

Для функционирования автоматизированных рабочих мест пользователей рассматривается использование:

  • операционные системы семейства Microsoft Windows 7/8 (32 или 64-битные версии) и офисный пакет MS Office 2013;
  • Альт Линукс 7.0 Desktop (с пакетом офисных программ LibreOffice) или аналог, соответствующий ГОСТ Р 54593-2011.

Правовая основа информатизации судебной системы

  • Конституция Российской Федерации;
  • Законодательство Российской Федерации о судебной системе;
  • Федеральный закон от 22 декабря 2008г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», поручение Президента Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. № Пр-3645 по повышению открытости и доступности правосудия;
  • нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере информатизации и обеспечения безопасности информации федеральных государственных органов;
  • Нормативные правовые акты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

В соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» упразднен Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Верховного суда Российской Федерации.

Финансирование

В 2004-2006 гг. на создание ГАС «Правосудие» было потрачено порядка 1,5 млрд руб. в рамках целевой федеральной программы «Развитие судебной системы». Еще 2 млрд руб. на ее поддержку и эксплуатацию предусматривалось в аналогичной программе на 2007-2011 гг.

Ключевые направления развития

Модернизация и развития информационных систем судов в рамках единого информационного пространства ГАС «Правосудие» осуществляется в соответствии с Концепцией развития информатизации судов до 2020 года (утв. Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. №439).

  • развитие сервисов построения информационного общества, качественное расширение доступа граждан и организаций к информации о судебной деятельности;
  • расширение применения в деятельности судов современных информационных технологий, создание условия для применения элементов электронного правосудия;
  • полномасштабное внедрение в деятельность судов юридически значимого электронного документооборота, электронных архивов и сервисов;
  • совершенствование средств защиты информации;
  • обновление и модернизация программно-технических средств.

На 2016 год

  • разработка рабочей документации;
  • отработка проектных решений (первой очереди) на стендах и опытных зонах;
  • внедрение некоторых инфраструктурных решений.

На 2017 год

  • модернизация комплексов средств автоматизации по результатам опытной эксплуатации первой очереди подсистем с учетом приоритетов и объемом выделенного финансирования;
  • отработка проектных решений (второй очереди) на испытательных стендах и опытных зонах.

На 2018-2020 годы

  • комплектация программными и техническими средствами и подготовка персонала;
  • модернизация комплексов средств автоматизации по результатам опытной эксплуатации (с учетом приоритетов и объемом выделенного финансирования).
  • ввод в промышленную эксплуатацию.

История

2019: Обработка миллионного иска в электронном виде

17 января 2019 года ФГБУ ИАЦ Судебного департамента сообщил, что через ГАС «Правосудие» в федеральные суды общей юрисдикции поступил миллионный иск в электронном виде. Рост количества исков, поданных в электронном виде, стабильно продолжается с момента открытия возможности их подавать в январе 2017 года. Количество поданных в электронном виде исков за 2018 год – 695,5 тысяч, что почти в два с половиной раза больше, чем за 2017 год (283 тысячи исков).

Как сообщалось, программный сервис «Электронное правосудие» в составе интернет-портала ГАС «Правосудие» был запущен в постоянную эксплуатацию с 1 января 2017 года в соответствии с Порядком подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27.12.2016 № 251.

Документы в электронном виде подаются через личный кабинет пользователя, созданный в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» официального сайта суда. Также через личный кабинет заявитель или его законный представитель по запросу могут ознакомиться со статусом рассмотрения поданных документов. В целях обеспечения юридической значимости решений, принятых федеральными судьями по искам в электронном виде, все они обеспечены усиленной квалифицированной электронной подписью, выданной Удостоверяющим центром ГАС «Правосудие», а на рабочих местах судей и сотрудников аппарата судов установлены соответствующие отечественные криптографические средства для работы с электронной подписью.

По сравнению с 2017 годом, когда через интернет-портал ГАС «Правосудие» было подано в электронном виде около 283 тысяч заявлений от граждан, популярности электронного сервиса подачи исков в электронном виде в федеральные суды общей юрисдикции составил 145% – то есть, число заявлений в электронном виде за год выросло почти в два с половиной раза.

В ФГБУ ИАЦ Судебного департамента ожидают, что количество заявлений будет расти по мере подключения к системе ГАС «Правосудие» участков мировых судей, находящихся в ведении региональных властей. Первый такой эксперимент на январь 2019 года проводится на 6 участках мировых судей в городском округе Химки в сотрудничестве с администрацией Московской области.

2017

Закупка ВКС Avaya и Polycom

Судебная ИТ-система России ГАС «Правосудие» будет дооснащена комплектами видеоконференцсвязи (ВКС), включая оборудование связи и телефонии, факсимильные средства, периферийное оборудование и т. д. Это «железо» Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» закупит в рамках объявленного 17 апреля 2017 г. электронного аукциона с начальной ценой контракта в p578,1 млн. Торги запланированы на 15 мая 2017 года . Победителю нужно будет доставить и настроить технику до 1 ноября. Подробнее смотрите здесь.

2016

Появилась возможность юридически значимой подачи исков в суд через интернет

ФГБУ ИАЦ Судебного департамента сообщил в конце года о запуске в промышленную эксплуатацию сервис подачи в федеральные суды общей юрисдикции исков и других процессуальных документов и получения из судов юридически значимых решений через сеть интернет. Такая возможность реализована на сайтах всех федеральных судов общей юрисдикции на портале ГАС «Правосудие».

В личном кабинете пользователя Портала предоставлена возможность направить в суд иски, заявления, ходатайства и иные процессуальные документы в электронном виде и получать копии судебных актов, извещения, вызовы в суд и иные документы в виде электронных документов, подписанных судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.

Для авторизации и осуществления юридически значимого взаимодействия гражданину достаточно иметь усиленную квалифицированную электронную подпись, выданную любым аккредитованным Минкомсвязи России удостоверяющим центром, либо подтверждённый аккаунт в Единой системе идентификации и аутентификации ([1]), который более двадцати миллионов граждан России уже получили на сайте госуслуг.

Поисковая система ГАС «Правосудие» запущена в промышленную эксплуатацию

Система хранения судебных актов, прошедших процедуру деперсонификации в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», создана в 2014 году.

Система предоставляет возможность пользователям сети Интернет получить сведения о делах и о принятых решениях в обезличенном виде при помощи удобных поисковых механизмов. Поисковая система по судебным делам и судебным решениям доступна на официальном сайте Интернет-портале ГАС «Правосудие» (http://sudrf.ru).

Технически источником информации для поисковой системы являются хранилища данных судов общей юрисдикции и Верховного Суда Российской Федерации. Поэтому информация о делах и принятых решениях (в обезличенном виде) в поисковой системе портала ГАС «Правосудие» идентична той, что содержится на сайтах отдельно взятых судов. Система хранения судебным актов, наряду с официальными сайтами судов, является единственным достоверным источником информации о деятельности судов.

Особенность доступа к сведениям о делах и судебных решениях средствами на портале ГАС «Правосудие» заключается в возможности проанализировать информацию в разрезе всей России с использованием инструментов гибкого поиска, детализации по регионам, судам, производствам, инстанциям и другим критериям.

В качестве условия поиска может выступать не только реквизитный состав судебного акта (субъект, категория дела, результат рассмотрения, ФИО участников и т.д.), но также слова и словосочетания, фигурирующие в текстах судебных актов. Это позволяет пользователю производить сквозной поиск по содержимому текстов всех имеющихся в базе судебных актов –полнотекстовый поиск.

Возможность сочетания атрибутивного и полнотекстового поиска значительно повышает эффективность поиска при выборке дел по тематикам.

Поисковые инструменты также позволяют осуществить фильтрацию в массиве данных, предоставленных по первоначальным критериям запроса.

Аналитические инструменты системы хранения судебных актов позволяют пользователю отслеживать события на всех этапах движения дела включая изменения статуса рассмотрения судебного дела, факт начала или прекращения судопроизводства, назначение даты и времени проведения судебного заседания и другое.

Система хранения судебных актов содержит более 33 миллионов судебных решений по гражданским и административным делам, делам об административных правонарушениях, уголовным делам судов общей юрисдикции. Актуализация сведений базы данных системы хранения судебных актов обеспечивается непрерывно в режиме 24 часа в сутки.

Помимо решений федеральных судов общей юрисдикции поисковая система содержит судебные акты и сведения о делах, находящихся на рассмотрении Верховного Суда Российской Федерации включая решения судебной коллегии по экономическим спорам. В поисковую систему загружено более 450 тысяч судебных актов Верховного Суда Российской Федерации.

Технический проект модернизации и развития системы

«Ростелеком» проиграл собственной «дочке» мега-тендер по переезду судов в облако

28 ноября 2016 года Группа компаний «Ростелеком» объявила о заключении контракта с «Информационно – аналитическим центром поддержки ГАС «Правосудие» (ФГБУ ИАЦ Судебного департамента) на создание облачной вычислительной инфраструктуры центра обработки данных ГАС «Правосудие».

Подробнее: Проект:ГАС_"Правосудие"_(облачная_инфраструктура)

Закупка зарубежного оборудования ВКС

27 июня 2016 года стали известны планы ИАЦ поддержки ГАС "Правосудие" на закупку в 2016 году оборудования для видеоконференцсвязи от американских компаний Avaya и Polycom. Планируемая акция обойдется российским налогоплательщикам в сумму ~ 635,4 млн руб[2].

Сведения о закупке доступны в формате электронного аукциона с начальной максимальной ценой контракта в 635,4 млн руб., за счет которой общая сумма затрат на указанные решения за последние три года может достичь 1,5 млрд руб. Заявки на тендер принимались до 30 июня 2016 года. Торги намечены на 8 июля 2016 года. Срок поставки оборудования с установкой и настройкой - до 10 ноября 2016 года.

Взаимодействие в ГАС \"Правосудие\", (2014)
Взаимодействие в ГАС "Правосудие", (2014)

В техническом задании указано: закупаемое оборудование (средства связи и телефонии, факсы, периферийное оборудование и т.п.) необходимо для проведения судебных процессов и взаимодействия судей, прокуроров и адвокатов с осужденными или подследственными, удаленного допроса свидетелей и опроса потерпевших по программе защиты свидетелей (с искажением голоса и сокрытием глаз), общения адвокатов и родственников с осужденными, интерактивного дистанционного обучения сотрудников федеральных судов, а также проведения консультаций, совещаний, семинаров судей и сотрудников аппарата суда с коллегами.

В соответствии с тендерной документацией, техника должна быть «полностью совместима с программно-техническими средствами, эксплуатируемыми в ГАС "Правосудие": оборудованием компании Avaya в части VoIP-телефонии и компании Polycom в части оборудования ВКС».

Согласно изданию Cnews, аналогичные конкурсы госзаказчик проводит регулярно, с периодичностью примерно один раз в год: летом 2014 года при начальной максимальной цене контракта в 471 млн руб. победителем стало ООО «Итерион» с предложением 468,6 млн руб. Соперник компании, ООО «Орбита-сервис», предложила ровно такую же сумму, но заявка получила второй номер.

Летом 2015 года состоялся идентичный по условиям тендер: при стартовой цене контракта 405,4 млн руб. договор заключили с единственным претендентом — «Итерионом», без снижения указанной суммы.


Мнения на рынке

«
Конкурс не предполагает использования чего-либо, кроме решения Polycom. Это немного странно, так как остается открытым вопрос безопасности, а производитель в любой момент может ввести санкции на поставку оборудования. Это классический пример "влипания" в аппаратную ВКС. Заказчик испытывает зависимость от старых технологий, и чем дальше, тем дороже ему будет это обходится. В техзадании указан фирменный сервер управления, с которым должны быть совместимы терминалы. Но он может быть заменен разными способами (если, конечно, будет указано его назначение, а не наименование и производитель). Сейчас существуют отечественные решения нового поколения, апробированные в госорганах, которые могут обеспечить такой же уровень сервиса и качества. Плюс производитель всегда рядом.

Дмитрий Одинцов, директор по развитию компании Trueconf
»

В компании убеждены в технической возможности использовать на основе действующей аппаратной части ГАС другие серверы (не Polycom). Хотя и ограничив функционал. Альтернативные решения не будут отличаться по цене. Поскольку для аппаратных терминалов необходимо транскодировать видео. Терминалы Polycom HDX/Group других протоколов кроме SIP/H.323 не понимают. Переход на альтернативный сервер займет много времени из-за длительного использования в рассматриваемой ГАС зарубежного «железа».

По мнению представителей российской компании Spirit тренд мирового рынка видеоконференцсвязи на 2016 год - переход от аппаратных систем к программным. Однако в госорганизациях РФ не спешат отказываться от закупленных и установленных раннее дорогих иностранных аппаратных ВКС-комплексов и по инерции продолжают расширять свои системы за счет добавления новых "поликомов". Это происходит, несмотря на наличие отечественных полнофункциональных программных ВКС-продуктов мирового класса.

В Spirit уверены в пятикратном снижении затрат для госзаказчика при использование их флагманского решения, в сравнении с планируемым к закупке «железом».


Состояние системы

На июнь 2016 года в системе используются терминалы ВКС, мониторы, видеокамеры (встроенные и выносные), внешнее звуковое оборудование, микшерно-микрофонные комплексы, программно-технические средства для передачи голоса и факсов.

Общее количество эксплуатируемых комплексов ВКС примерно 4,5 тыс. единиц. В основном, парк оборудования состоит из систем ВКС производства компании Polycom (модели VSX6000/VSX7000/QDX6000/HDX6000/HDX7000/HDX8000/HDX9000/RealPresence Group 300/RealPresence Group 310/RealPresence Group 500/RealPresence Group 700).

Дополнительно, в арбитражных судах система персональной ВКС судей организована на основе Microsoft Lync. Система управления и администрирования подсистемы ВКС также организована на базе программно-технических средств Polycom моделей RealPresence Resource Manager /DMA 5000/DMA 7000.

В качестве пограничных маршрутизаторов на объектах автоматизации ГАС «Правосудие» используются программно-технические средства компании Cisco серий ISR1 и ISR2: Cisco8xx, Cisco18xx, Cisco 28xx, Cisco 29xx, Cisco 39xx, с установленным ПО Cisco IOS. Общее количество пограничных маршрутизаторов около 3 тыс. единиц.

2015

Федеральная база исполнительных документов

Претензии аудиторов к созданию центра поддержки ГАС «Правосудие»

В январе 2015 года Счетная палата отчиталась о результатах проверки результативности мероприятий по созданию информационно-аналитического центра по поддержке ГАС «Правосудие» и эффективности расходов на выполнение госзадания. По данным аудиторов, мероприятия по созданию центра в полном объеме не завершены, и цели, установленные распоряжением о его создании, в полном объеме не достигнуты.

В ходе анализа у аудиторов возникла масса замечаний относительно процесса создания центра поддержки ГАС «Правосудие». Например, тот факт, что судебный департамент при Верховном суде РФ своевременно осуществил юридическую регистрацию центра, но при этом не издал в 3-месячный срок приказы, позволяющие центру в полном объеме приступить к реализации установленных целей.

«Центр вместо выполнения всего спектра работ собственными силами привлекает подрядные организации, или его основные функции ложатся на сотрудников аппаратов судов, не ориентированных на решение вопросов в области ИТ», - констатируют в Счетной палате.

В течение года с момента создания центр не имел ни одного филиала в регионах России. На 1 июля 2014 года было создано 77 филиалов, из которых укомплектовано 80%. Фактическая численность центра составляла 879 человек или 49% от установленной предельной штатной численности.

Замечания вызвал и тот факт, что госзадания, формируемые центру cудебным департаментом, не содержат показателей, характеризующих качество, объем или содержание выполняемых работ, а порядок определения нормативных затрат на выполнение госработ и содержание имущества центра не согласован с Минфином и Минэкономразвития.

В свою очередь, анализ структуры расходов на информатизацию деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судов показал, что выделенный на это в 2013-2014 гг. бюджетный ресурс был сосредоточен на финансировании технического обеспечения функционирования ГАС «Правосудие» – 87%, в то время как на оставшиеся 4 работы приходится всего 13%.

«То есть в качестве приоритета информатизации деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судов избрана закупка товаров и услуг для АРМ судей и работников судов, что явно не способствует формированию единого информационного пространства для судейского сообщества и не повышает доступность информации о деятельности судов», - отмечают в Счетной палате.

По мнению аудиторов Счетной палаты, схема финансирования центра не отвечает требованиям Бюджетного кодекса в части включения в нее бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для информатизации судов: более 50% бюджетных ассигнований, предусмотренных на закупки в сфере ИКТ, расходовались без включения в план информатизации cудебного департамента и не проходили согласование в Минкомсвязи.

Помимо замечаний к схеме финансирования информатизации судов, у счетной палаты также возник ряд вопросов относительно учета имущественного комплекса ГАС «Правосудие». Также аудиторы выявили, что данные о выполнении показателей мероприятий по ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», которые предоставлялись в Минэкономразвития и Счетную палату, были недостоверными. Причем эти недостоверные данные были отражены и в отчете правительства РФ об исполнении федерального бюджета за 2013 год. Последнее послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, который был направлен в Росфиннадзор.

2013

Тендер на поставку ПК в рамках ГАС «Правосудие» признали незаконным

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала обоснованной жалобу Depo Computers на аукцион по поставке 5,1 тыс. компьютеров, а также ряда другого оборудования, для дооснащения объектов автоматизации ГАС «Правосудие» на сумму около 265 млн руб.

Аукцион был разыгран Информационно-аналитическим центром поддержки ГАС «Правосудие» в июле 2013 г. На участие в нем было подано две заявки, однако к торгам допустили только компанию Kraftway. Технические требования к компьютерам были прописаны таким образом, что только продукция Kraftway могла им соответствовать, посчитала Depo Computers и обратилась сначала к заказчику за разъяснениями, а затем в ФАС.

Среди таких требований, в частности, Depo Computers указала на необходимость антивирусной защиты, встроенной в BIOS и выполняющей сканирование еще до выбора носителя для загрузки ОС.

«В настоящее время на рынке отсутствуют антивирусных средства, функционирующие на уровне BIOS, за исключением антивирусного средства «Антивирус Касперского для UEFI», интегрированного в материнские платы компьютеров Kraftway, о чем свидетельствует информация, взятая с официального сайта «Лаборатории Касперского», - говорится в обращении Depo за разъяснениями к заказчику.

В решении ФАС по жалобе отмечается, что факт соответствия только решений Kraftway техническим требованиям подтверждается письмами таких производителей вычислительной техники как HP, «Аквариус», «Свега-компьютер» и «Рамэк-ВС», которые заявили о невозможности предложить отвечающую им продукцию. Помимо этого, Depo представила ФАС соответствующее заключение по ТЗ от эксперта.

По итогам рассмотрения дела антимонопольщики пришли к выводу, что технические требования к аукциону составлены с нарушением закона и ограничивают число участников торгов. В связи с этим ведомство предписало отменить протокол проведения аукциона и привести тендерную документацию в соответствие с законом.

В Kraftway предпочли не комментировать ситуацию с аукционом до окончательного подведения его итогов. Стоит отметить, что ранее компания уже осуществляла поставки для ГАС «Правосудие»: так, в 2011 г. она поставила более 6,7 тыс. комплектов оборудования на сумму около 308,3 млн руб. для доукомплектования объектов автоматизации этой системы.

В августе 2013 года Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» объявил о проведении двух открытых аукционов в электронной форме на поставку программно-технических средств для дооснащения объектов автоматизации государственной автоматизированной системы «Правосудие».

По итогам первого тендера будет определен поставщик персональных электронно-вычислительных машин, источников бесперебойного питания и информационных киосков для доукомплектования федеральных судов общей юрисдикции. Всего заказчик намерен приобрести 5,1 тыс. комплектов ПЭВМ, 5,1 тыс. ИБП и 95 киоска на сумму не выше 265 млн руб. Источником финансирования выступают субсидии из федерального бюджета. На поставку товара и пусконаладочные-работы на объектах автоматизации отводится срок с момента заключения госконтракта до 15 ноября 2013 г.

В соответствии с документацией, системные блоки должны иметь не менее двух DIMM-слотов для оперативной памяти, поддерживать не менее 32 ГБ оперативной памяти DDR3-1600/1333 МГц (с возможностью организации двухканального режима работы памяти), не менее одного интегрированного сетевого контроллера 10/100/1000 Мбит/с, интегрированный SATA-контроллер, имеющий более пяти SATA-портов с поддержкой режима AHCI и возможностью группирования RAID 0, 1, 5, 10 (из которых должно быть не менее двух портов SATA III со скоростью интерфейса 6 Гбит/с, обратно совместимых с SATA II, и не менее четырех портов SATA II со скоростью интерфейса 3 Гбит/с).

Системные блоки также должны поставляться с предустановленной ОС Microsoft Windows XP Professional x32 Rus, ПО Microsoft Office Standard 2010 Rus, ПО мониторинга и управления, а также правом на использование Microsoft Windows Server CAL 2012 Rus. Кроме того, рабочие места должны быть обеспечены: средством антивирусной защиты системного блока, работающим до старта загрузчика ОС, и средством защиты от несанкционированного доступа к ресурсам компьютера до загрузки ОС (сертифицированным ФСТЭК).

Все системные блоки должны комплектоваться LCD LED-мониторами с диагональю экрана не менее 19 дюймов и разрешением не менее 1600x900, а также ИБП номинальной мощностью не менее 700 VA с номинальным выходным напряжением переменного тока 220В, 50 Гц.

В свою очередь, информационные киоски должны иметь не менее пяти слотов расширения архитектуры PCI-Express, не менее одного Ethernet-порта 10/100/1000 BaseT, не менее одного звукового адаптера, не менее шести USB -портов. Устройства должны быть также оснащены средством антивирусной защиты, работающим до старта загрузчика ОС, и встроенным средством защиты от несанкционированного доступа, сертифицированным ФСТЭК. Дисплеи киосков должны быть сенсорными антивандальными, с технологией ПАВ, размером по диагонали 17 дюймов и разрешением не менее 1280х1024.

Второй тендер связан с закупкой программно-технических средств видеоконференцсвязи. Как говорится в документации, приобретаемые ПТС ВКС предназначены для организации связи в режиме реального времени между залами судебных заседаний Верховного Суда РФ, областных и равных им судов, районных судов, городских судов, окружных военных судов (ОВС), гарнизонных военных судов (ГВС), а также с учреждениями ФСИН России.

Программно-технические средства подсистемы связи и передачи данных (ПСПД) и ВКС должны быть полностью совместимы с программно-техническими средствами, эксплуатируемыми в ГАС «Правосудие», а именно: с продукцией компании Avaya — в части VoIP-телефонии и с продукцией компании Polycom — в части оборудования ВКС. На все программно-технические комплексы должны быть предоставлена гарантия не менее 36 месяцев с даты подписания акта приема-передачи товара по договору.

Совокупная стоимость ПТС ВКС оценивается заказчиком в 395 млн руб. Финансирование закупки осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета. На поставку товара и его ввод в эксплуатацию заказчик отвел срок с момента заключения гражданско-правового договора до 16 декабря 2013 г.

На дооснащение объектов автоматизации ГАС «Правосудие» выделят еще 777 млн руб.

Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» объявил в сентябре 2013 года открытый аукцион в электронной форме на поставку, установку и настройку программно-технических средств (комплектов аудио-видеофиксации), необходимых для дооснащения объектов автоматизации ГАС «Правосудие».

В целом заказчик планирует закупить: 550 стационарных модулей аудио-видеофиксации; 1575 стационарных модулей аудиофиксации; 925 мобильных модулей аудио фиксации; 387 модулей хранения данных; 187 модулей для обеспечения вызова свидетелей в зал судебных заседаний; 70 модулей озвучивания зала судебных заседаний; 800 компонентов «Зал судебных заседаний»; 415 компонентов «Помещение скрытого свидетеля». Также предполагается установка и настройка поставленного товара в составе: 3,05 тыс. программно-технических комплектов технической фиксации и протоколирования хода судебных заседаний и 800 программно-технических комплектов для обеспечения допроса свидетеля (потерпевшего) в ходе судебного заседания без возможности его идентификации иными участниками процесса.

Все работы по госконтракту оцениваются заказчиком в 777,98 млн руб. Финансируются работы за счет субсидий из федерального бюджета. На выполнение всех обязательств по госконтракту (поставка, установка и настройка товара) ИАЦ поддержки ГАС «Правосудие» отводит срок до 30 декабря 2013 г.

Как говорится в аукционной документации, закупаемые комплекты аудио-видеофиксации должны предусматривать возможность: создания и отображения текстовых комментариев к фрагментам результатов аудио- (аудио-видео) фиксации; проведения автоматической репликации результатов аудио- (аудио-видео) фиксации (с обеспечением их фонового копирования) с компьютера в зале судебного заседания в модули хранения данных; сохранения и тиражирования копий результатов аудио- (аудио-видео) фиксации на съёмные носители (CD/DVD-диски) с поддержкой проверки целостности записей; прослушивания и просмотра результатов аудио- (аудио-видео) фиксации и редактирования текста протокола на любом мультимедийном компьютере с предустановленной клиентской частью ПО (для прослушивания и просмотра результатов на компьютере без установки дополнительного ПО комплекты аудио-видеофиксации должны иметь веб-интерфейс). Программно-технические средства также должны обеспечивать возможность интеграции с подсистемой «Судебное делопроизводство и статистика» ГАС «Правосудие».

2012: Смена куратора

До 2012 г. систему внедряло и курировало ФГУП НИИ «Восход», затем, в соответствии с распоряжением правительства, эти функции были переданы «Информационно-аналитическому центру поддержки ГАС «Правосудие» (руководитель Центра и главный конструктор системы – Леонид Александрович Юхневич), образованному в конце мая 2011 году, функции Учредителя выполняет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

2004-2006

Создание системы началось в 2004 г. в рамках целевой федеральной программы «Развитие судебной системы», а введена в эксплуатацию ГАС «Правосудие» была в 2006 г. В разработке и внедрении ГАС «Правосудие» принимали участие более 30 соисполнителей и поставщиков программно-технических средств.

Примечания