Галуппи Бальдассаре (Baldassarre Galuppi)

Персона

СМ. ТАКЖЕ (3)

Содержание

Галуппи Бальдассаре (Baldassarre Galuppi)
Галуппи Бальдассаре (Baldassarre Galuppi)

Основные статьи:

Биография

Бальдассаре Галуппи по прозвищу Буранелло (Buranello) родился 18 октября 1706 в Бурано, Венеция.

1765: Приезд на службу в Россию

Пребывание Бальдассаре Галуппи в России длилось 3 года (1765–68). К моменту приезда в Петербург Галуппи был уже всемирно известным композитором, прославившимся в первую очередь благодаря своим комическим операм; также в родной Венеции он занимал престижные должности maestro di capella собора св. Марка и одной из четырех знаменитых консерваторий — Инкурабили (Ospedale degli Incurabili).

Идея пригласить музыканта, достигшего расцвета своей славы, принадлежала Петру III[1], однако осуществилась она лишь при Екатерине II после долгих переговоров с итальянской стороной.Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 8.9 т

Несомненно, для Российского императорского двора Галуппи представлял интерес прежде всего как оперный композитор, однако его деятельность не ограничилась только сочинением и постановкой спектаклей. Неожиданным образом Галуппи оказал влияние на совершенно иную сферу русской музыкальной жизни — церковное пение. Многие исследователи связывают с Галуппи начало новой эпохи в истории жанра хорового концерта. И хотя на этот счет существуют иные мнения, влияние его композиций на развитие жанра бесспорно. Несмотря на то, что Галуппи провел в России не столь долгое время, он оставил здесь прочно укоренившуюся традицию: проводником ее стал вернувшийся в 1779 году, после десятилетнего обучения у Галуппи в Италии, на родину Дмитрий Бортнянский, один из самых влиятельных российских музыкантов своего времени.

Подробности пребывания Галуппи в России известны главным образом благодаря свидетельствам Якоба фон Штелина, немецкого ученого, работавшего в то время при Российском императорском дворе. В «Сообщениях о музыке в России», написанных в 1769 году, по прошествии всего лишь года после отъезда Галуппи из Петербурга, Я. фон Штелин передает восхищение композитора придворными певцами: «Такого великолепного хора я никогда не слыхал в Италии» (Un si magnifico coro non ho mai sentito in Italia). Возможно, именно высокий уровень хора и вдохновил прославленного итальянского капельмейстера на создание духовных концертов для богослужения на церковнославянские тексты. Также Галуппи отвел хору значительную роль в сочиненной им специально для России опере «Ифигения в Тавриде» на либретто М. Кольтеллини, десять хоровых номеров которой, по свидетельству Штелина, «были превосходно исполнены».

Императорский двор был в большей мере впечатлен его произведениями для оперной сцены, постановки которых имели шумный успех. Однако спустя короткое время после отъезда Галуппи из России его оперы были забыты. В то же время его духовные сочинения на церковнославянские тексты уже вскоре после своего создания зазвучали во многих областях Российской империи и сохранились в репертуаре церковных хоров и в середине 2010-х гг.

Установить точное количество произведений, написанных Галуппи для Русской православной церкви, к 2017 г не представляется возможным. Американский исследователь Д. Монсон в Словаре Гроува упоминает хранящуюся в Российской государственной библиотеке рукопись, которая содержит 15 произведений Галуппи для Русской православной церкви. Такие же сведения приводит российский музыковед А. Л. Порфирьева в энциклопедическом словаре «Музыкальный Петербург». Однако на 2017 год в Российской государственной библиотеке обнаружены только две рукописи, содержащие сочинения Галуппи на церковнославянские тексты, причем эти рукописи имеют разное происхождение: одна из них, песнопение Плотию уснув, — из фонда Шереметевых (Волочаново), другая, Служба Божия Галуппиева (Литургия), — из Ярославской области.

В статье «Итальянская диаспора в России XVIII века» (2001) М. Г. Рыцарева и А. Л. Порфирьева пишут: «на сегодняшний день известно около [!] 14 русских хоровых произведений Галуппи»; при этом авторами приводятся только шесть названий. Действительно, шесть духовных произведений Галуппи:

  • Слава. Единородный Сыне,
  • Благообразный Иосиф,
  • Плотию уснув,
  • Готово сердце мое,
  • Суди, Господи и
  • Услышит тя Господь —

были изданы во второй половине 1810-х годов его учеником Д. Бортнянским. Именно эти сочинения перечисляет композитор и преподаватель Придворной певческой капеллы П. Воротников в статье «Березовский и Галуппи», по-видимому, основываясь на изданиях капеллы. Очевидно, Галуппи создал и другие произведения на церковнославянские тексты: так, известны названия еще шести его духовных сочинений, которые фигурируют в объявлениях газеты «Московские ведомости» 1797 и 1804 гг., но ноты к 2017 году пока найти не удалось[2].

Автографы хоровых сочинений Галуппи на церковнославянские тексты не сохранились. Некоторые авторские рукописи принадлежали Придворной певческой капелле, но к 2017 году их следы потеряны. Рукописные источники русской церковной музыки Галуппи охватывают обширную географию. Они были обнаружены:

  • в Всероссийском музыкальном объединении музыкальной культуры им. М. И. Глинки,
  • в Российской государственной библиотеке в Москве,
  • в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге,
  • в Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства Украины в Киеве,
  • в Берлинской государственной библиотеке (в коллекции К.Ф. Э. Баха из собрания Певческой академии, а также в коллекции Г. Пёльхау),
  • в Австрийской национальной библиотеке (собрание венской Придворной капеллы).

Эти источники содержат информацию об исполнительской практике своего времени.

1768: Отъезд из Петербурга

В 1768 году в должности главного придворного капельмейстера Екатерины II Галуппи сменил Томмазо Траэтта, в то время один из самых видных представителей неаполитанской оперной традиции.

1771: Опера "Женоненавистник"

Основная статья: Женоненавистник (опера Галуппи)

L'inimico delle donne (примерно: "Женоненавистник") - опера-буффа (оригинальное название: "Драма Джокозо") Бальдассаре Галуппи в трех действиях на либретто Джованни Бертати. Премьера спектакля состоялась осенью 1771 года в Театре Сан-Самуэле в Венеции.

1785: Смерть в Венеции

Галуппи скончался 3 января 1785 в Венеции.

CD с музыкой XVIII века

Примечания

  1. Яшников А.А. "Творчество Галуппи и развитие итальянской оперной традиции в XVIII веке: диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. - М., 1998, с.14
  2. Антоненко Екатерина Юрьевна — аспирантка Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля «Интрада»