Mamba.ru (Мамба)

Компания

Российский сайт знакомств.

Собственники:
Финам - 69%
Mail.ru - 31%

Активы

+ Free float
+ Скоч Владимир
+ Мошир Фархад

Работа сервиса Mamba построена на бесплатном доступе пользователей, с платным оказанием дополнительных услуг, например, но размещению анкет на верхних строчках в поисковых запросах. В качестве партнеров ресурса выступает около 36 тысяч сайтов, имеющих возможность размещать анкеты своих пользователей за часть получаемого дохода.

История

Виктор Ремша рассказывает, что службу знакомств «Мамба», они с Андреевым продумывали вместе. Тогда только появилась услуга по сбору SMS-платежей, и надо было понять, как ее можно использовать. Андреев полагал, что в отличие от сходных сервисов, которые за доступ к базе «невест и женихов» требовали немалую абонентскую плату, на «Мамбе» регистрация должна была быть бесплатной и — анонимной. А еще он хотел сыграть на тщеславии пользователей — позволить им повышать свою популярность на сайте и, соответственно, число заходов в профиль. Так родилась идея механизма по продвижению анкет на первую страницу за небольшие деньги. Примерно за $1. «Такого не было ни у кого», — восхищается Ремша.

Большинство российских интернет-стартапов просто копирует западную модель. «А «Мамба» была уникальной, — подчеркивает экс- президент компании Никита Шерман. — Вместе с редкими тогда онлайн-играми она создавала спрос на SMS-платеж». И если предыдущие проекты Андреева были связаны с рекламой, здесь он решил хотя бы поначалу избавить пользователей от ее назойливого присутствия.

Андрееву удалось почти невозможное: объединить в партнерскую сеть с единой базой данных от «Мамбы» сотни сайтов знакомств, включая принадлежащие прямым конкурентам — Rambler и Mail.ru. Вслед за механизмом «подъема» профиля появилась услуга «Гонка за лидером» — аукцион за самое видное место на главной странице сайта. Шерман называет это способом показать, что «ты не один из миллионов, а один из единиц». «В пиковое время, пятницу вечером, лучшее место будет стоить $1000, — рассказывает он. — Некоторые кидают эту тысячу одной эсэмэской».

В феврале 2005 года менеджер рекламного агентства Young & Rubicam Майкл Гир познакомился с темноволосым, скуластым парнем, который искал гендиректора в свой новый проект. Тридцатилетний интернет-предприниматель Андрей Андреев усадил Гира за монитор, чтобы показать запущенную годом ранее электронную службу знакомств «Мамба». Число зарегистрированных в ней пользователей перевалило за миллион и каждый день увеличивалось на 7000. Андреев объяснил, что хочет продвигать «Мамбу» на Западе и для этого нужно, чтобы команда экспатов перевела ее на иностранные языки.

Эта идея так и не была реализована. В октябре 2005 года, когда количество анкет в базе «Мамбы» превысило 4,5 млн, самый популярный в России сайт знакомств был приобретен за $22 млн инвестиционным холдингом «Финам». [1]. Выручка ресурса тогда оценивалась в $5,7 млн. Получалось, что показатель P/S (цена к выручке) составлял 3,9. Почти все деньги достались Андрееву, говорит основатель «Финама» Виктор Ремша.

В 2007 году «Финам» продал 30% «Мамбы» за $18 млн Mail.ru, которая входила в интернет-холдинг DST Юрия Мильнера. Остальная часть «Мамбы» стала главным активом (73,9%) венчурного фонда «Финам-ИТ», чистые активы которого оцениваются в 3 млрд рублей.

В 2009-м выручка "Мамбы" достигла 664 млн рублей при EBITDA 48%. Число ее пользователей превысило 12 млн человек.

Несмотря на бешеный успех в России и усилия команды экспатов, на Запад «Мамба» выйти не смогла. Ее экс-президент Шерман считает причиной «недоверие тамошних пользователей к халяве». «Они привыкли, что служба знакомств — это закрытая среда, где за абонентскую плату получаешь доступ к базе данных, — объясняет он. — Бесплатная регистрация вызывала подозрение». Гир видит проблему в другом. «Мамба» была слишком сосредоточена на знакомствах, — говорит он. — Чтобы стартовать в Европе, нужно было добавить компоненты социальной сети».

Создавая Badoo, Андреев так и поступил. К этому времени он окончательно перебрался в Англию, поселившись в таунхаусе под Лондоном.

Примечания


СМ. ТАКЖЕ (1)