Яндекс.Облако

Компания

Яндекс.Облако

Собственники:
Яндекс (Yandex) - 99,9 %%
Облачные технологии Яндекс - 0,1 %%
Выручка и прибыль по МСФО млн. ₽

Конечные собственники

Дочерняя компания «Яндекса», разработчик одноименного сервиса виртуальной вычислительной инфраструктуры – «Яндекс.Облако», запущенного в коммерческую эксплуатацию в сентябре 2018 года.

Показатели деятельности

2020: «Яндекс.Облако» получила первую крупную выручку, но на прибыль еще не вышла

По данным базы «Контур.Фокус», компания «Яндекс.Облако», развивающая бизнес «Яндекса», связанный с облачными услугами, в 2019 году получила выручку в размере около 174 млн рублей. Ранее финансовые показатели своей деятельности в абсолютном выражении в компании не раскрывали. В первый год своей работы компания, созданная в 2018 году, заработала 1,1 млн рублей.

На прибыль «Яндекс.Облако» пока не вышла. В 2019 году ее чистый убыток составил 13,2 млн рублей, в 2018-м – 4,6 млн рублей. В компании не прокомментировали, когда рассчитывают выйти на прибыльность.

Наибольший спрос в 2019 году оставался на базовые облачные сервисы – IaaS, говорят в «Яндекс.Облаке»

В «Яндекс.Облаке» заявили TAdviser, что в течение года стабильно увеличивалось количество платящих клиентов во всех сегментах: крупные компании, средний и малый бизнес.

Ранее в компании сообщали, что за год количество сервисов, которые она предоставляет, увеличилось до 27. Их можно разделить на 4 группы:

  • масштабируемые инфраструктурные - это виртуальные машины и диски;
  • сервисы обработки и управления данными - базы данных и т.д.;
  • сервисы для создания облачных приложений;
  • сервисы машинного обучения и ИИ.

Наибольший спрос оставался на базовые облачные сервисы – IaaS, говорят в «Яндекс.Облаке». При этом самыми быстрорастущими стали сервисы управляемых (managed) баз данных, Kubernetes, Yandex SpeechKit (синтез и распознавание речи).

В «Яндекс.Облаке» добавили, что в на фоне пандемии и экономического кризиса в 2020 году сохранили темы роста.

«
В кризисной ситуации не все компании сократили потребление и заморозили проекты. Напротив, в ряде сфер оно выросло, и компании расширили потребление облачных ресурсов, чтобы справиться с нагрузкой. Также мы увидели примеры того, как выросла скорость перехода на облачные ресурсы - кризис обострил необходимость запустить новые цифровые продукты, - объяснили TAdviser в компании.
»

По итогам 2020 года в «Яндекс.Облаке» ожидают рост бизнеса, превышающий среднесрочный темп прироста рынка.

История

2020

Назначение Алексея Башкееав руководителем платформы

29 июня 2020 года Яндекс объявил о назначении руководителем Яндекс.Облака Алексея Башкеева. Подробнее здесь.

Соглашение с партнерами о помощи российским разработчикам IoT-решений

15 июня 2020 года стало известно, что «Яндекс.Облако» сделает разработку решений на базе интернета вещей (IoT) проще и быстрее. Для этого компания заключила соглашение с партнерами о предоставлении компаниям-разработчикам скидок на заказ деталей, помощи в сборке и тестировании оборудования, подключении к каналам связи для передачи данных. Также «Яндекс.Облако» выделяет разработчикам гранты до 1 млн руб. на использование сервиса IoT Core и других технологий «Яндекс.Облака».

Электронные компоненты для устройств со скидкой 10% предоставит разработчикам IoT-решений магазин «Вольтик». Инженеры-технологи компании «Резонит» проведут расширенные консультации, которые позволят разработчикам минимизировать время и затраты на производство электроники. Эксперты Redbees помогут выбрать оптимальную IoT-технологию и техническое решение, чтобы довести проект от идеи или прототипа до серийного производства, а также предоставят скидку 5% от стоимости заказа разработки. Также компании-разработчики получат бессрочное подключение до 10 устройств на одну базовую станцию к порталу разработчика LoRaWAN сети «ЭР-Телеком». В итоге IoT-разработчики смогут решить проблемы не только на уровне работы с ПО, но и на уровне работы с «железом» и связью.

Для того, чтобы воспользоваться специальными условиями, компании необходимо присоединиться к акселерационной программе «Яндекс.Облака» Yandex Cloud Boost. По условиям участия, для компаний также доступны экспертная поддержка архитекторов и скидка 20% на год при переходе в платное потребление сервисов «Яндекс.Облака», а также особые условия на использования других сервисов «Яндекса»[1].

Инвестирование $40 млн в ИИ-приложения

27 марта 2020 года «Яндекс» сообщил о сотрудничестве своей платформы «Яндекс.Облако» с Nvidia в рамках развития технологий искусственного интеллекта (ИИ). Партнёры открывают для российских компаний библиотеку приложений для работы с машинным обучением, нейросетями и ИИ Nvidia GPU Cloud (NGC). Подробнее здесь.

2019: Облачный бизнес «Яндекса» оброс клиентами, но продолжает «отъедать» прибыль

Экспериментальный дивизион «Яндекса» (Other Bets and Experiments), представленный проектами «Яндекс.Драйв», «Яндекс Дзен», «Яндекс.Облако», геосервисами и образовательными сервисами, завершил 2019 год с отрицательным показателем EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации) в 5,2 млрд рублей. Это следует из расшифровки конференц-звонка с участием представителей компании, посвященного обсуждению квартальных финансовых результатов. Такой показатель означает, что, несмотря на общий рост выручки, это направление пока не приносит прибыли.

В 4 квартале 2019-го потеря EBITDA экспериментального дивизиона составила 1,8 млрд рублей. Операционный и финансовый директор «Яндекса» Грегори Абовски называет это результатом, главным образом, инвестиций в «Яндекс.Драйв» и облачное направление.

Аналогичную причину отрицательного показателя EBITDA направления экспериментов в компании приводили и по итогам обсуждения результатов 1-3 кварталов 2019 года.

По состоянию на февраль 2020-го у «Яндекс.Облака» более 20 тыс. активных пользователей, из которых более 25% перешли на коммерческое потребление

По итогам 2 квартала 2019-го Грегори Абовски упоминал, что облачное направление начинает демонстрировать спрос. А по итогам четвертого квартала – что оно является одним из основных направлений инвестиций дивизиона, и что компания, будучи довольной текущими результатами, продолжит в него инвестировать.

В «Яндекс.Облаке» предпочли не озвучивать TAdviser свою выручку за 2019 год в абсолютных показателях. В 2018-м в год запуска, по данным базы «Контур.Фокус», этот показатель юрлица «Яндекс.Облака» составлял 1,1 млн рублей.

На февраль 2020 года у этого направления более 20 тыс. активных пользователей, из которых более 25% перешли на коммерческое потребление, сообщили TAdviser в «Яндекс.Облаке». В числе крупных компаний, которые пользуются услугами облачных сервисов «Яндекса», - Ozon, «Леруа Мерлен», «Декатлон». Сервисы используют и высокотехнологичные молодые компании Genotek, SkyEng, Axlebolt.

«
В сентябре 2019 года исполнился всего год с момента запуска «Яндекс.Облако». За этот год мы выросли в три раза по количеству сервисов, привлекли тысячи новых компаний-пользователей. При этом надо обязательно учитывать, что «Яндекс.Облако» – это B2B-платформа, и у нас несравнимо более долгий процесс заключения сделок, развития потребления у действующих клиентов. Несмотря на это, в четвертом квартале по отношению к третьему рост выручки «Яндекс.Облака» от облачных сервисов составил порядка 50% – это очень хороший показатель в нашем сегменте, - заявили TAdviser в «Яндекс.Облаке».
»

В компании также рассказали TAdviser, на что пошли инвестиции «Яндекс.Облака», о которых говорили топ-менеджеры компании в конференц-звонках. Они распределяются по двум основным направлениям: разработка сервисов и развитие команды. В основе платформы «Яндекс.Облако» собственные разработки, включая сервисы машинного обучения и искусственного интеллекта. Запуск новых сервисов, поддержка действующих требуют значительных ресурсов, говорит представитель «Яндекс.Облака».

За 2019 год количество сервисов в «Яндекс.Облаке» увеличилось до 27. Их можно разделить на 4 группы:

  • масштабируемые инфраструктурные - это виртуальные машины и диски;
  • сервисы обработки и управления данными - базы данных и т.д.;
  • сервисы для создания облачных приложений;
  • сервисы машинного обучения и ИИ.

Самыми значимыми релизами в 2019 году в компании называют Managed Kubernetes - сервис для работы с контейнерной архитектурой; Data Lens - инструмент анализа и визуализации данных; Cloud Functions - бессерверные вычисления и YDB - первую систему управления базами данных (СУБД) семейства NewSQL, разработанную в России с нуля. Кроме того, в 2019 году компания запустила маркетплейс облачных решений.

2018: Создание сервиса «Яндекс.Облако»

В 1 квартале 2018 года планы «Яндекса» по созданию сервисов облачной инфраструктуры материализовались - компания подготовила к запуску новый сервис под названием «Яндекс.Облако». Об этом TAdviser стало известно из конференц-звонка топ-менеджеров «Яндекса» с аналитиками 25 апреля, посвященного квартальным финансовым результатам компании. Подробнее здесь.

2016: Основание компании

Компания "Облачные технологии Яндекс" была учреждена "Яндексом" в апреле 2016 года. Ее генеральным директором тогда была назначена Татьяна Бахаревская, заместитель директора департамента эксплуатации и ИТ-сервисов "Яндекса".

Цели создания юрлица в "Яндексе" на тот момент объясняли СМИ планами запустить сервисы облачной инфраструктуры наподобие сервиса Amazon Web Services[2]. На первом этапе планировалось предлагать компаниям виртуальные серверы "на базе процессоров Intel последнего поколения". В "Яндексе" отмечали, что компания раньше делала дата-центры для своих проектов, а теперь "готова поделиться опытом с внешними проектами". Решения "Облачных технологий Яндекса" ориентированы как на крупные компании, так и на небольшие бизнесы и стартапы, которые не хотят вкладываться в развитие собственной инфраструктуры.

Облачные технологии собственной разработки "Яндекс" также широко анонсировал в 2013-2014 годах. В частности, речь идет о хранилище данных Elliptics и PaaS-платформе Cocaine, используемых интернет-компанией для управления инфраструктурой своих сервисов.

Технология Elliptics, например, по состоянию на 2016 год, применяется в сервисах "Яндекс.Фотки", "Яндекс.Музыка", "Яндекс.Карты", "Яндекс.Директ", "Яндекс.Маркет", "Яндекс.Погода", "Яндекс.Store".

Исходные коды Elliptics и Cocaine открыты[3][4] и опубликованы на GitHub.

В основе ИТ-инфраструктуры "Яндекса" по состоянию на 2016 год - четыре дата-центра в Москве и Подмосковье, по одному дата-центру в Рязанской области и Финляндии. Еще один ЦОД строится во Владимире.

Примечания


Проекты (5)

Список проектов компании, известных TAdviser. Добавить проект можно здесь.

ЗаказчикПродуктТехнологияГодПроект
- RightConf (РайтКонф)
Yandex.Cloud Услуги виртуальной вычислительной инфраструктурыIaaS - Инфраструктура как услуга2020.08Описание проекта
- М.Видео-Эльдорадо
Yandex.Cloud Услуги виртуальной вычислительной инфраструктурыIaaS - Инфраструктура как услуга2020.07Описание проекта
- Министерство здравоохранения Московской области
VoxImplant, Yandex.Cloud Услуги виртуальной вычислительной инфраструктурыCall-центры, IP-телефония, Речевые технологии, IaaS - Инфраструктура как услуга2020.04Описание проекта
- Общегородской контакт-центр ДИТ Москвы
Yandex.Cloud Услуги виртуальной вычислительной инфраструктурыIaaS - Инфраструктура как услуга2019.07Описание проекта
- Publicis Groupe
Yandex.Cloud Услуги виртуальной вычислительной инфраструктурыIaaS - Инфраструктура как услуга---Описание проекта


ИТ-паспорт (2)

Список известных внедрений ит-систем в компании. Добавить проект.

СТАТУСЫ (1) ПАРТНЕРЫ (3) СМ. ТАКЖЕ (2)