Институт русского реалистического искусства (ИРРИ)

Компания

Активы

Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) - частный музей, в основе фонда и первой экспозиции – частная коллекция бизнесмена Алексея Ананьева, основателя и главы компании «Техносерв».

«
Это дело, в которое я ежемесячно вкладываю значительные личные средства, – говорит Алексей Ананьев.[1]
»

Алексей Ананьев в музее. Фото: asaartgallery.ru
Алексей Ананьев в музее. Фото: asaartgallery.ru

В основе коллекции – произведения живописи советских и русских мастеров ХХ—XXI веков — С. В. Герасимова, А. А. Пластова, А. А. Дейнеки, Ю. И. Пименова, Г. М. Коржева, В. Е. Попкова, Н. И. Андронова, Г. Н. Горелова, братьев Алексея и Сергея Ткачевых, Н. Ф. Новикова, Виктора Иванова, освещающие исторические этапы жизни советского общества.

2016

Открытие в обновленном виде

1 декабря 2016 года ИРРИ отпраздновал пятилетие и открылся после масштабной переэкспозиции (для этого он закрывался с 1 августа 2016 года). В музее обновили коллекцию: из запасников достали ранее не выставлявшиеся работы и подготовили выставку «Рассказы». По данным музея, в его экспозиции – около 500 картин, а собрание Алексея Ананьева составляет около 6 тыс. произведений 352 художников (данные декабря 2016 года).

Прием в музее по случаю пятилетия. Алексей Ананьев и министр культуры РФ Владимир Мединский. Фото: официальная группа ИРРИ «ВКонтакте»
Прием в музее по случаю пятилетия. Алексей Ананьев и министр культуры РФ Владимир Мединский. Фото: официальная группа ИРРИ «ВКонтакте»
«
Я все это время не переставал покупать новые работы, поэтому в каком-то смысле процесс обновления был постоянным, – объясняет причины обновления Алексей Ананьев.[1]
»

По его словам, в большинстве случаев картины ему предлагают либо сами художники, либо наследники, либо дилеры. Постоянно появляются предложения со стороны аукционных домов. Причем за последнее время «количество предлагаемых шедевров увеличилось в несколько раз. Причина тому – кризис, который вынуждает владельцев картин продавать их. Например, он купил значительную часть одной из частных коллекций, «причем абсолютно первоклассных работ».

«
С учетом новых работ, которые в ней [коллекции] появились, на сегодняшний день она одна из лучших на рынке. И, пожалуй, раньше таких коллекций не было, – говорит Алексей Ананьев.[1]
»

Кроме того, к пятилетию музей выпустил аудиогид и мобильное приложение, а также изменил интерьер залов и освещение. Теперь картины в залах представлены в светодиодном освещении, разработанным музейными специалистами Rijksmuseum (Амстердам) совместно с Philips Lighting. Новые светильники не приводят к нагреванию полотен, в отличие от традиционных галогенных источников света.

Залы ИРРИ. Фото: официальная группа ИРРИ «ВКонтакте»
Залы ИРРИ. Фото: официальная группа ИРРИ «ВКонтакте»
«
Мы провели полную перепланировку музея — она теперь выглядит намного логичнее. Например, осмотр начинается с первого этажа, а не с третьего, как это было раньше. Сделаны разные цветовые решения для залов. Мы четко расставили акценты по тем школам, которые присутствовали в рамках развития реалистического направления в российской художественной жизни. Появились знаковые, музейного уровня, произведения таких художников, как Георгий Нисский, Виктор Попков, Сергей Герасимов, Юрий Пименов. Добавились новые работы наших современников — гиперреалистов Александра Петрова, Семена Файбисовича, Андрей Волкова, – рассказывает основатель музея.[1]
»

Залы ИРРИ. Фото: официальная группа ИРРИ «ВКонтакте»
Залы ИРРИ. Фото: официальная группа ИРРИ «ВКонтакте»

Google оцифровал и выложил в открытый доступ 50 работ из коллекции ИРРИ

К августу 2016 года сотрудники Google провели гигапиксельную съемку 50 работ из коллекции, которые стало возможно рассмотреть во всех деталях.

Партнерство с Google Cultural Institute ИРРИ начал с 2013 года, став первым частным музеем в России, сотрудничающим с этой платформой – на сайте было размещено 300 картин из собрания музея в хорошем качестве. В проекте Google Arts&Culture участвует более 1000 ведущих мировых музеев, в числе которых TATE, British Museum, National Gallery, Rijksmuseum и другие.

Страница музея на ресурсе Google Arts & Culture

2011

Открытие музея

Музейно-выставочный комплекс ИРРИ открылся в декабре 2011 года в одном из старинных корпусов бывшей ситценабивной фабрики, построенной в Замоскворечье в конце XIX века. [2]

Алексей Ананьев неслучайно увлекся живописью, он сам окончил художественную школу. Собирать коллекцию он начал в 2001 году. Первыми приобретенными работами стали картины «Свадьба» Юрия Кугача и «Возвращение» его сына, Михаила Кугача. К моменту открытия музея в ней было около 6000 картин, рисунков и скульптур.[3]

«
Мне близко и понятно это время – на вторую половину ХХ века пришлось мое детство, юность, поэтому все, что изображали художники этого периода, я прожил вместе с ними. Мне легко определить, что имел в виду мастер, где сюжет придуман, а где взят из жизни, – объясняет Алексей Ананьев свой интерес к реализму.[4]
»

Музей занял три этажа выставочного пространства общей площадью более 4500 квадратных метров. При открытии музея в его экспозицию вошло около 500 картин 148 художников.

Александр Дейнека. Девушка, завязывающая ленту на голове, 1951
Александр Дейнека. Девушка, завязывающая ленту на голове, 1951

В залах третьего этажа экспонируется один из самых значительных разделов музейной коллекции - советская живопись первой половины XX века. Здесь представлены произведения мастеров отечественного искусства Аркадия Пластова, Сергея Герасимова, Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Георгия Нисского, Исаака Бродского и других художников.

Второй этаж ИРРИ представляет собрание произведений советских художников второй половины XX века. Основу экспозиции составляют работы крупнейших художников-«шестидесятников».

Залы первого этажа знакомят зрителей с современной художественной жизнью России.

Виктор Иванов. Косцы, 1991
Виктор Иванов. Косцы, 1991

По словам Ананьева, все программные работы художников, работавших в 1930–40-е годы, находятся в государственных музеях.

«
С тем, что лучшие работы Дейнеки, Пименова, Самохвалова, Петрова-Водкина находятся в Третьяковской галерее, мне, как вы понимаете, ничего не поделать. А показывать их работы второго или третьего плана — это не соответствует нашим амбициям. Так что у нас ядро коллекции — художники-шестидесятники, а дополнительно мы показываем, у кого они учились и у кого учились их учителя, вот эту связь времен. Поэтому немножко Союза русских художников, чуть-чуть больше 1930–40-х годов, а основное, то, что мы видим на втором этаже,— это шестидесятники, это суровый стиль, – рассказывает Алексей Ананьев.[1]
»

2006

Начало создания музея

Создание музейно-выставочного комплекса ИРРИ началось в 2006 году, на месте полуразрушенной котельной.

Здание музея
Здание музея

После перепланировки и реставрации стен фабричного здания, построенного в конце XIX века, помещения музея были оснащены новейшими инженерными коммуникациями и специальным оборудованием, предназначенным для поддержания музейного режима хранения произведений искусства.

Примечания