ИТ-аутсорсинг. Технологии
 
2016

ИТ-услуги


ИТ-услуги в терминологии TAdviser - это внедренческий консалтинг, системная интеграция, установка и поддержка оборудования и ПО. Понятие ИТ-услуг родственно термину ИТ-аутсорсинг. Под ИТ-аутсорсингом понимается предоставление услуг поддержки систем в сфере информационных технологий. При оценке объема рынка ИТ-услуг TAdviser включает в него и объем сегмента ИТ-аутсорсинга.

Российский рынок ИТ-услуг

Российский рынок ИТ-услуг – наименее пострадавший во время последнего кризиса сегмент ИТ-рынка. В 2015 году отечественные компании сокращали расходы на ИТ, старались переводить капитальные затраты в операционные, отдавали предпочтение проектам с быстрой отдачей и все чаще смотрели в сторону облачных услуг и ИТ-аутсорсинга.

По итогам 2015 года TAdviser зафиксировал небольшой рост рынка ИТ-услуг в рублевом выражении (около 3%). Таким образом, его объем достиг отметки в 294,6 млрд рублей.

C начала 2016 года стало заметно, что компании постепенно адаптировались к новой экономической реальности. Рынок стал неспешно оживать, но финансы компаниями продолжали расходоваться очень аккуратно. Клиенты хотели получать больше услуг за меньшие средства (подробнее).

В условиях дефицита средств, когда операционные расходы урезаются насколько это возможно, есть одна статья, без которой обойтись нельзя никак – это поддержка ИТ-инфраструктуры. Поэтому именно этот сегмент услуг показывает самую устойчивую динамику уже не первый год. Стабильным остаётся спрос на заказную разработку и тесно связанные с нею услуги по тестированию информационных систем (подробнее).

Анализ выручки ИТ-инсорсеров крупных компаний показывает, что в последние несколько лет объемы заказов у подавляющего большинства из них растут. Встречаются и исключения, но в целом можно говорить о том, что модель инсорсинга в крупных компаниях в России прижилась (подробнее).

Актуальные проекты

Сотрудничество ICL Services с одним из лидеров логистического рынка России — компанией Itella — началось в 2011 году. Через некоторое время у заказчика были инициированы значительные структурные изменения в управлении ИТ-услугами для того, чтобы соответствовать быстро меняющейся ситуации на рынке. Клиенту потребовалось сократить издержки, однако количество инцидентов, поступающих в службу поддержки росло. Жалобы на качество взаимодействия пользователей со службой Service Desk также увеличивались. В результате проекта, выполненного экспертами ICL Services, уровень удовлетворенности клиента C-SAT был увеличен с 5 до 7 по 10-балльной шкале. В целом, опыт реализации проекта показал, что компания Itella в России успешно поддерживает и развивает собственное ИТ-направление. Это обеспечивает результативную структуру управления в компании и способствует комфортной и бесперебойной работе, за счет грамотно организованной поддержки ИТ-систем.
Российский рынок ИТ-аутсорсинга

ИТ-аутсорсинг – наиболее устойчивый сегмент рынка ИТ-услуг. Его состояние во многом определяется общими тенденциями в ИТ-отрасли. Рост информатизации, использование инновационных решений и сервисной модели, переход к облачной инфраструктуре и импортозамещение — во многом повышают эффективность ИТ и сокращают издержки компаний.

По итогам 2015 года TAdviser зафиксировал рост российского рынка ИТ-аутсорсинга на 15%, объем рынка достиг 76,2 млрд рублей. По итогам 2016 года и в 2017 году ожидается аналогичная динамика.

Сегмент ИТ-аутсорсинга можно назвать одним из самых перспективных направлений для ИТ-рынка в условиях кризиса. Нестабильная экономическая ситуация в стране заставляет компании оптимизировать бюджеты на развитие ИТ и концентрироваться на поддержке (подробнее).

Эксперты российского рынка ИТ-аутсорсинга в ходе опроса TAdviser назвали актуальные и перспективные тренды последнего времени (подробнее).

200px‎
Летом 2016 года в Москве состоялся профессиональный мастер-класс основателя и президента SIG Governance Academy Майка Билса. У гостей мероприятия, организованного Ассоциацией «АСТРА» при поддержке ICL Services и White & Case, была уникальная возможность лично пообщаться с экспертом мирового уровня в области аутсорсинга и управления. Ведь решение актуальных вопросов бизнеса: как эффективно выстроить структуру управления, успешно проводить аутсорсинговые проекты в рамках компании и выгодно встроить ИТ-аутсорсинг в стратегию развития, всегда требуют качественной подготовки. Поэтому для тех руководителей и директоров по ИТ крупных российских компаний, которые не смогли присутствовать на мероприятии, раскроем несколько секретов достижения самых критичных составляющих успеха аутсорсинговых отношений.
Арсенал ИТ-директора

Чтобы выбрать провайдера ИТ-услуг, можно обратиться за помощью к консультантам, которые постоянно осуществляют мониторинг состояния рынка сервисов и знают сильные и слабые стороны ключевых провайдеров. Однако, такой подход использует преимущественно крупный бизнес, компании масштабом поменьше делают выбор самостоятельно, опираясь на приведенные ниже алгоритмы.

Существует ли реальная конкуренция между западными и российскими сервисными компаниями? Местные поставщики ИТ-услуг утверждают, что пока российские организации делают выбор в пользу отечественных ИТ-сервисных компаний, поскольку они способны на более оперативный и гибкий ответ в меняющихся проектных условиях.

Аутсорсинг часто противопоставлялся инсорсингу как способ решения ИТ-задач, стоящих перед компанией. Как показывает практика развития ИТ-аутсорсинга последних лет, обе модели несут в себе плюсы и минусы, так что универсального рецепта нет ни для одной организации. Не всегда аутсорсинг – способ сэкономить, а инсорсинг – не всегда означает получение более слабой экспертизы по сравнению с обращением к профессиональному провайдеру ИТ-услуг.

Потребители ИТ-услуг могут использовать для расчетов с поставщиками различные модели: мультисорсинг и моносорсинг, оплату по «факту» или фиксированной тарифной сетке. Чтобы выбрать оптимальную, придется произвести точные расчеты.

Привлекательность ИТ-аутсорсинга кажется очевидной для тех, кто стремится сократить затраты и получить эффективный инструмент для решения современных бизнес-задач. Внешняя техподдержка помогает получить стратегические, качественные, операционные и технологические преимущества. Однако передача внутренних процессов внешнему исполнителю — довольно рискованное мероприятие, которое не всегда является эффективным. Поговорим о плюсах и минусах ИТ-аутсорсинга.

Мировой рынок ИТ-сервисов

Согласно прогнозам Gartner, касающихся мировых расходов на информационные технологии в 2016-2017 годах, сегмент ИТ-услуг находится на втором месте по показателю роста, уступая только сегменту программного обеспечения.

В 2016 году, по оценке аналитиков, мировой рынок ИТ-услуг вырастет на 3,9%, до 900 млрд долларов, а в 2017 году — на 4,8%, до 943 млрд долларов.

В 2016 г. компании во всем мире потратят на публичные облачные услуги $204 млрд, прогнозирует Gartner. Это на 16,5% больше, чем в 2015 году. Для сравнения, мировой рынок ИТ в целом в 2016 г. должен вырасти всего на 0,6%.

Крупнейшим поставщиком услуг ИТ-аутсорсинга по итогам 2014 года аналитики IDC назвали IBM, чья выручка на этом рынке составила $13,8 млрд. В тройку лидеров также вошли CGI ($2,8 млрд) и Cognizant ($2,7 млрд). Следом идут компании Capgemini и Wipro с доходами в размере $2,6 млрд и $2,3 млрд соответственно.

Реклама на этой странице

Системы по количеству проектов внедрений (ИТ-аутсорсинг / Энергетика)


Название продуктаВендорПодрядчиковПроектов внедрений
1 Проекты ИТ-аутсорсинга 21 (список) 35 (список)
2 Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры 17 (список) 30 (список)
Лидеры по внедрениям ИТ в корпоративном секторе





Название продуктаВендорПодрядчиковПроектовПроектов на базе
Проекты ИТ-аутсорсинга21350
Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры17300