ИТ-аутсорсинг. Технологии
 
2016

ИТ-услуги


ИТ-услуги в терминологии TAdviser - это внедренческий консалтинг, системная интеграция, установка и поддержка оборудования и ПО. Понятие ИТ-услуг родственно термину ИТ-аутсорсинг. Под ИТ-аутсорсингом понимается предоставление услуг поддержки систем в сфере информационных технологий. При оценке объема рынка ИТ-услуг TAdviser включает в него и объем сегмента ИТ-аутсорсинга.

Российский рынок ИТ-услуг

Российский рынок ИТ-услуг – наименее пострадавший во время последнего кризиса сегмент ИТ-рынка. В 2015 году отечественные компании сокращали расходы на ИТ, старались переводить капитальные затраты в операционные, отдавали предпочтение проектам с быстрой отдачей и все чаще смотрели в сторону облачных услуг и ИТ-аутсорсинга.

По итогам 2015 года TAdviser зафиксировал небольшой рост рынка ИТ-услуг в рублевом выражении (около 3%). Таким образом, его объем достиг отметки в 294,6 млрд рублей.

C начала 2016 года стало заметно, что компании постепенно адаптировались к новой экономической реальности. Рынок стал неспешно оживать, но финансы компаниями продолжали расходоваться очень аккуратно. Клиенты хотели получать больше услуг за меньшие средства (подробнее).

В условиях дефицита средств, когда операционные расходы урезаются насколько это возможно, есть одна статья, без которой обойтись нельзя никак – это поддержка ИТ-инфраструктуры. Поэтому именно этот сегмент услуг показывает самую устойчивую динамику уже не первый год. Стабильным остаётся спрос на заказную разработку и тесно связанные с нею услуги по тестированию информационных систем (подробнее).

Анализ выручки ИТ-инсорсеров крупных компаний показывает, что в последние несколько лет объемы заказов у подавляющего большинства из них растут. Встречаются и исключения, но в целом можно говорить о том, что модель инсорсинга в крупных компаниях в России прижилась (подробнее).

Актуальные проекты

Сотрудничество ICL Services с одним из лидеров логистического рынка России — компанией Itella — началось в 2011 году. Через некоторое время у заказчика были инициированы значительные структурные изменения в управлении ИТ-услугами для того, чтобы соответствовать быстро меняющейся ситуации на рынке. Клиенту потребовалось сократить издержки, однако количество инцидентов, поступающих в службу поддержки росло. Жалобы на качество взаимодействия пользователей со службой Service Desk также увеличивались. В результате проекта, выполненного экспертами ICL Services, уровень удовлетворенности клиента C-SAT был увеличен с 5 до 7 по 10-балльной шкале. В целом, опыт реализации проекта показал, что компания Itella в России успешно поддерживает и развивает собственное ИТ-направление. Это обеспечивает результативную структуру управления в компании и способствует комфортной и бесперебойной работе, за счет грамотно организованной поддержки ИТ-систем.
Российский рынок ИТ-аутсорсинга

ИТ-аутсорсинг – наиболее устойчивый сегмент рынка ИТ-услуг. Его состояние во многом определяется общими тенденциями в ИТ-отрасли. Рост информатизации, использование инновационных решений и сервисной модели, переход к облачной инфраструктуре и импортозамещение — во многом повышают эффективность ИТ и сокращают издержки компаний.

По итогам 2015 года TAdviser зафиксировал рост российского рынка ИТ-аутсорсинга на 15%, объем рынка достиг 76,2 млрд рублей. По итогам 2016 года и в 2017 году ожидается аналогичная динамика.

Сегмент ИТ-аутсорсинга можно назвать одним из самых перспективных направлений для ИТ-рынка в условиях кризиса. Нестабильная экономическая ситуация в стране заставляет компании оптимизировать бюджеты на развитие ИТ и концентрироваться на поддержке (подробнее).

Эксперты российского рынка ИТ-аутсорсинга в ходе опроса TAdviser назвали актуальные и перспективные тренды последнего времени (подробнее).

200px‎
Летом 2016 года в Москве состоялся профессиональный мастер-класс основателя и президента SIG Governance Academy Майка Билса. У гостей мероприятия, организованного Ассоциацией «АСТРА» при поддержке ICL Services и White & Case, была уникальная возможность лично пообщаться с экспертом мирового уровня в области аутсорсинга и управления. Ведь решение актуальных вопросов бизнеса: как эффективно выстроить структуру управления, успешно проводить аутсорсинговые проекты в рамках компании и выгодно встроить ИТ-аутсорсинг в стратегию развития, всегда требуют качественной подготовки. Поэтому для тех руководителей и директоров по ИТ крупных российских компаний, которые не смогли присутствовать на мероприятии, раскроем несколько секретов достижения самых критичных составляющих успеха аутсорсинговых отношений.
Арсенал ИТ-директора

Чтобы выбрать провайдера ИТ-услуг, можно обратиться за помощью к консультантам, которые постоянно осуществляют мониторинг состояния рынка сервисов и знают сильные и слабые стороны ключевых провайдеров. Однако, такой подход использует преимущественно крупный бизнес, компании масштабом поменьше делают выбор самостоятельно, опираясь на приведенные ниже алгоритмы.

Существует ли реальная конкуренция между западными и российскими сервисными компаниями? Местные поставщики ИТ-услуг утверждают, что пока российские организации делают выбор в пользу отечественных ИТ-сервисных компаний, поскольку они способны на более оперативный и гибкий ответ в меняющихся проектных условиях.

Аутсорсинг часто противопоставлялся инсорсингу как способ решения ИТ-задач, стоящих перед компанией. Как показывает практика развития ИТ-аутсорсинга последних лет, обе модели несут в себе плюсы и минусы, так что универсального рецепта нет ни для одной организации. Не всегда аутсорсинг – способ сэкономить, а инсорсинг – не всегда означает получение более слабой экспертизы по сравнению с обращением к профессиональному провайдеру ИТ-услуг.

Потребители ИТ-услуг могут использовать для расчетов с поставщиками различные модели: мультисорсинг и моносорсинг, оплату по «факту» или фиксированной тарифной сетке. Чтобы выбрать оптимальную, придется произвести точные расчеты.

Привлекательность ИТ-аутсорсинга кажется очевидной для тех, кто стремится сократить затраты и получить эффективный инструмент для решения современных бизнес-задач. Внешняя техподдержка помогает получить стратегические, качественные, операционные и технологические преимущества. Однако передача внутренних процессов внешнему исполнителю — довольно рискованное мероприятие, которое не всегда является эффективным. Поговорим о плюсах и минусах ИТ-аутсорсинга.

Мировой рынок ИТ-сервисов

Согласно прогнозам Gartner, касающихся мировых расходов на информационные технологии в 2016-2017 годах, сегмент ИТ-услуг находится на втором месте по показателю роста, уступая только сегменту программного обеспечения.

В 2016 году, по оценке аналитиков, мировой рынок ИТ-услуг вырастет на 3,9%, до 900 млрд долларов, а в 2017 году — на 4,8%, до 943 млрд долларов.

В 2016 г. компании во всем мире потратят на публичные облачные услуги $204 млрд, прогнозирует Gartner. Это на 16,5% больше, чем в 2015 году. Для сравнения, мировой рынок ИТ в целом в 2016 г. должен вырасти всего на 0,6%.

Крупнейшим поставщиком услуг ИТ-аутсорсинга по итогам 2014 года аналитики IDC назвали IBM, чья выручка на этом рынке составила $13,8 млрд. В тройку лидеров также вошли CGI ($2,8 млрд) и Cognizant ($2,7 млрд). Следом идут компании Capgemini и Wipro с доходами в размере $2,6 млрд и $2,3 млрд соответственно.

Реклама на этой странице

Подрядчики по количеству проектов внедрений (ИТ-аутсорсинг / Энергетика)


ПодрядчикПроектов в отрасли
1 АйТи Энерджи Сервис (IT Energy) 17 (список)
2 ЛанКей (LanKey) 7 (список)
3 Softline (Софтлайн) 3 (список)
4 Астерос 3 (список)
5 Борлас (Borlas) Консалтинговая группа 3 (список)
6 AT Consulting (ЭйТи Консалтинг) 2 (список)
7 АйТи 2 (список)
8 Без привлечения консультанта или нет данных 2 (список)
9 Инком (Украина) 2 (список)
10 Компьюлинк ГК (Compulink) 2 (список)
Лидеры по внедрениям ИТ в корпоративном секторе





Выбор подрядчика по названию



КомпанияГородКоличество проектов
1АйТи Энерджи Сервис (IT Energy)Москва17
2ЛанКей (LanKey)Москва7
3Softline (Софтлайн)Москва3
4АстеросМосква3
5Борлас (Borlas) Консалтинговая группаМосква3
6AT Consulting (ЭйТи Консалтинг)Москва2
7АйТиМосква2
8Без привлечения консультанта или нет данных2
9Инком (Украина)Киев2
10Компьюлинк ГК (Compulink)Москва2
11Atos (Атос АйТи Солюшенс энд Сервисез)Москва1
12Axelot (Акселот)Москва1
13Cognitive Technologies (Когнитивные технологии)Москва1
14Comparex (Компарекс)Москва1
15Gilev.RuМосква1
16ICore (ЗАО Ай Ко)Москва1
17Optima ServicesМосква1
18Ventra IT Solutions (Вентра)Москва1
19Verysell ПроектыМосква1
20Ай-Теко (iTeco)Москва1
21ГринатомМосква1
22Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП Росэлторг)Москва1
23ИнфоПро Группа компанийСамара1
24ОнлантаМосква1
25РусГидро ИТ сервисМосква1
26Русатом Автоматизированные Системы Управления (РАСУ)Москва1
27СмартинжинирингМосква1
28Телеком-ЗащитаМосква1
29ТехносервМосква1
30ЭЛАР (Электронный архив, НПО Опыт)Москва1
31ЭнергоДатаМосква1
32Эр-Стайл, ЗАОМосква1