2019

ИТ-услуги и ИТ-аутсорсинг




Рынок ИТ-услуг в терминологии TAdviser включает услуги внедренческого консалтинга, системной интеграции, установки и поддержки оборудования и ПО, облачные сервисы, а также ИТ-аутсорсинг и услуги технической поддержки. К ИТ-аутсорсингу TAdviser относит услуги по сопровождению и техподдержке ПО и оборудования, разработке заказного ПО, а также тестированию ПО.

Российский рынок ИТ-услуг

Российский рынок ИТ-услуг растет умеренными темпами. По оценке TAdviser, объем этого рынка по итогам 2018 года увеличился на 6% и достиг отметки в 341 млрд рублей.

Наибольшие темпы роста показали сегменты хостинга инфраструктуры, техподдержки ПО и оборудования, ИТ-консалтинга и облачных услуг. Причем, именно массовый переход на облачную модель потребления ИТ-ресурсов послужил главным драйвером динамичного развития всего сегмента в целом. Спрос на ИТ-услуги постепенно смещается в сторону более интеллектуальных и сложных сервисов.(подробнее).


Компания Выручка от ИТ-услуг за 2018 г., млн руб. Выручка от ИТ-услуг за 2017 г., млн руб. Динамика 2018/2017, %
1Ланит
59 974
50 942
18
2Ростелеком*
36 902
26 013
42
3АйТеко
19 347
14 432
34
4Крок
16 715
14 040
19
5Инфосистемы Джет
14 191
11 401
24
6Compulink
9 654
15 551
-38
7ГК ICL
8 885
7 872
13
8Форс
7 244
6 130
18
9ГК Аплана
6 412
5 745
12
10NVision Group
5 194
4 473
16

Актуальные решения
ИТ-команды всё больше задумываются о внедрении непрерывного тестирования (continuous testing, CT), но лишь единицы достигают успеха в его реализации. Чаще всего неудачи связаны с неверной постановкой целей, выбором подрядчиков с недостаточной экспертизой, отсутствием финансовой поддержки и доверия со стороны руководства. Как компаниям ускорить выпуск новых продуктов, сохранив при этом качество ПО? Разбираемся в этом вопросе вместе с экспертами a1qa, которые протестировали более 1000 программных продуктов.
Российский рынок ИТ-аутсорсинга

Российский рынок ИТ-аутсорсинга показывает стабильный рост. На положительную динамику, в частности, влияют несколько факторов. Это различные законодательные инициативы и изменения в части регулирования рынка ИТ-услуг, финансов и строительства, которые расширяют спрос на заказные доработки и услуги сопровождения. Кроме того, внешних квалифицированных ресурсов требуют крупные трансформационные проекты и проекты внедрения цифровых инноваций (подробнее).


Компания Выручка от услуг ИТ-аутсорсинга за 2018 г., млн руб. Выручка от услуг ИТ-аутсорсинга за 2017 г., млн руб. Динамика 2018/2017, %
1Ланит18 47517 0518
2Инфосистемы Джет9 1377 74418
3АйТеко8 621н/д-
4Крок6 1065 7227
5Итранзишн РУС5 1053 48846
6Информзащита2 8921 76164
7ICL2 7421 97139
8АМТ-Груп1 9021 65415
9ГК Аплана1 8841 15064
10Ventra IT 1 852н/д-
Мировой рынок ИТ-сервисов

В 2018 году мировые расходы на ИТ-сервисы и бизнес-услуги (бизнес-консалтинг и аутсорсинг основных бизнес-процессов) впервые превысили $1 трлн. По сравнению с 2017 годом они выросли на 4,3%, что более чем на полпроцента больше динамики роста мирового ВВП, свидетельствуют данные аналитиков IDC.

По их расчетам, объем сегмента проектно-ориентированных услуг (консалтинг, системная интеграция, разработка приложений и т. п. ) по итогам 2018 года достиг $380 млрд, поднявшись на 5,8% относительно предыдущего года. 

Рост рынка ИТ- и бизнес-услуг в сравнении с ожидаемыми IDC показателями

В 2018 году объём мирового рынка публичных облачных сервисов составил около $182,54 млрд, что на 27,4% больше, чем годом ранее. О растущем спросе на такие услуги в конце июля 2019 года сообщили в исследовательской компании IDC.

По словам экспертов, рассматриваемый рынок растет более чем в 4,5 раза быстрее, чем вся ИТ-отрасль. Хотя по сравнению с 2017 годом динамика немного снизилась, это было ожидаемо, учитывая, что за три года рынок публичных облаков вырос более чем втрое и достиг высоких объёмов, дальнейшее наращивание которых всё сложнее, указывается в аналитическом отчёте.

Сегменты рынка публичных облаков, данные IDC

К маю 2019 года обозначилось противостояние традиционного ИТ-аутсорсинга и неудержимого роста облачных моделей «все-как-услуга» (anything-as-a-service, XaaS). Масштабируемость, контроль и практически неограниченная гибкость XaaS привлекают все больше клиентов, подрывая основы обычного аутсорсинга. Но специалисты уверены, что оба подхода способны мирно сосуществовать.

Дополнительные и архивные материалы

Аутсорсинг. Аутсорсинг (от английских out - "вне" и source - "источник` – использование внешнего источника/ресурса) – передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года).

Виды аутсорсинга:

  • Производственный аутсорсинг При производственном (или промышленном) аутсорсинге, сторонней организации передаются частично или целиком производство продукции или ее компонентов.
  • ИТ-аутсорсинг (ITO) Предполагает делегирование внешней специализированной компании решение вопросов связанных с разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем как целиком на уровне инфраструктуры предприятия (сопровождение оборудования или ПО), так и объемов работ, связанных с развитием и/или поддержкой функционирования отдельных участков системы (программирование, хостинг и т.д.)
  • Аутсорсинг бизнес-процессов (BPO) Использование внешних ресурсов, знаний и опыта, налаженной инфраструктуры поставщика услуг (аутсорсера) для организации и обеспечения собственных специфических функций и достижения бизнес-задач компании. В большинстве случаев BPO предполагает передачу стандартизированных текущих процессов компании.
  • Аутсорсинг управления знаниями (KPO) KPO предполагает управление процессами, которые требуют глубокого изучения или серьезной аналитической обработки данных, формирования и управления базами знаний, которые в последующем могут использоваться в том числе и для поддержки принятия решений.

Что передают на аутсорсинг: В соответствии с заявлениями многих поставщиков услуг аутсорсинга, внешнему исполнителю могут быть переданы практически любые функции предприятия. На практике, наиболее распространенными формами реализации аутсорсинга в России является передача следующих функций: бухгалтерский учет и расчет налогов юридическое обеспечение деятельности расчет заработной платы сотрудников управление персоналом информационные системы и управление базами данных маркетинговые коммуникации и связи с общественностью управление проектами от разработки до реализации вопросы экономической и информационной безопасности управление логистикой и доставкой производство сборка и тестирование уборка и обслуживание управление транспортом, его техническое обслуживание и ремонт (воздушные и морские суда, автомобильный, железнодорожный транспорт).

Преимущества аутсорсинга: Снижение затрат, в том числе сокращение инфраструктуры и издержек по ее содержанию, времени; возможность уделить наибольшее внимание основному бизнесу; фокусирование компании на основной деятельности (как фирмы-заказчика, так и исполнителя – здесь также возможен синергетический эффект) превращение структуры расходов из фиксированной в переменную, что облегчает процесс планирования расходов; повышение качества за счет использования аутсорсинговыми компаниями современных технологий, процедур, принципов и методов управния процессами. Основной выгодой являются возможность использовать чужой высокопрофессиональный опыт, накопленный при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым технологиям и знаниям.


Активное использование облачных технологий в последние годы стало одной из основных рыночных тенденций. Даже крупные компании охотно выносят данные и автоматизируют бизнес-процессы с помощью внешних по отношению к корпоративной ИТ-инфраструктуре сервисов — частных или публичных. Это позволяет существенно снизить капитальные затраты на инфраструктуру, а также повышает гибкость процессов и ускоряет прохождение различных инноваций внутри компании, связанных, в том числе, с выводом на рынок новых продуктов и услуг. Несмотря на огромную популярность таких сервисов, в интернете можно найти множество противоречивых мнений и даже откровенных заблуждений, связанных с переходом в облака. Тимур Бадретдинов, руководитель направления Microsoft в компании «Системный софт», попробовал разобраться с наиболее типичными из них.

Аутсорсинг поддержки рабочих мест – сервис, при котором обслуживание и поддержка ИТ-систем и ИТ-инфраструктуры передается внешнему квалифицированному поставщику услуг. При этом подрядчик несет ответственность за их функционирование и работоспособность. Какие преимущества получит заказчик? Какие услуги можно отдать аутсорсеру, и как будет формироваться их стоимость? Что должно быть прописано в SLA? В этих и других вопросах, которые волнуют заказчиков, TAdviser разбирался совместно с Юрием Панченко, заместителем директора Сервисного центра по организации производства компании «Инфосистемы Джет».

Чтобы выбрать провайдера ИТ-услуг, можно обратиться за помощью к консультантам, которые постоянно осуществляют мониторинг состояния рынка сервисов и знают сильные и слабые стороны ключевых провайдеров. Однако, такой подход использует преимущественно крупный бизнес, компании масштабом поменьше делают выбор самостоятельно, опираясь на приведенные в материале алгоритмы.

Существует ли реальная конкуренция между западными и российскими сервисными компаниями? Местные поставщики ИТ-услуг утверждают, что пока российские организации делают выбор в пользу отечественных ИТ-сервисных компаний, поскольку они способны на более оперативный и гибкий ответ в меняющихся проектных условиях.

Аутсорсинг часто противопоставлялся инсорсингу как способ решения ИТ-задач, стоящих перед компанией. Как показывает практика развития ИТ-аутсорсинга последних лет, обе модели несут в себе плюсы и минусы, так что универсального рецепта нет ни для одной организации. Не всегда аутсорсинг – способ сэкономить, а инсорсинг – не всегда означает получение более слабой экспертизы по сравнению с обращением к профессиональному провайдеру ИТ-услуг.

Потребители ИТ-услуг могут использовать для расчетов с поставщиками различные модели: мультисорсинг и моносорсинг, оплату по «факту» или фиксированной тарифной сетке. Чтобы выбрать оптимальную, придется произвести точные расчеты.

Привлекательность ИТ-аутсорсинга кажется очевидной для тех, кто стремится сократить затраты и получить эффективный инструмент для решения современных бизнес-задач. Внешняя техподдержка помогает получить стратегические, качественные, операционные и технологические преимущества. Однако передача внутренних процессов внешнему исполнителю — довольно рискованное мероприятие, которое не всегда является эффективным. Поговорим о плюсах и минусах ИТ-аутсорсинга.

Реклама на этой странице

Статьи

Новости

Подрядчики по количеству проектов внедрений (ИТ-аутсорсинг / Фармацевтика, медицина, здравоохранение)


ПодрядчикПроектов в отрасли
1 X-Com (Икс ком) 11 (список)
2 Maykor (Мэйкор) 6 (список)
3 Без привлечения консультанта или нет данных 3 (список)
4 Программный Продукт 3 (список)
5 ALP Group (КТ-АЛП, АЛП-ИС) 2 (список)
6 Inoventica Services 2 (список)
7 Астерос 2 (список)
8 БАРС Груп 2 (список)
9 Белтел (Beltel) 2 (список)
10 Инфосистемы Джет 2 (список)


Выбор подрядчика по названию



КомпанияГородКоличество проектов
1РостелекомМосква1
2Ростелеком Контакт-центр МЦ НТТ Московский центр новых технологий и телекоммуникацийМосква1
3Ростелеком-Урал (Уралсвязьинформ Utel)Екатеринбург1
4Ростех (госкорпорация)Москва1

Подрядчики-лидеры по количеству лицензий

За всю историю
2017 год
2018 год
2019 год
Текущий год

Данные не найдены

Данные не найдены

Данные не найдены

Данные не найдены